Принцип работы байпаса в системе отопления


Байпас в системе отопления: использование и схемы установки

Через байпас в системе отопления современного дома монтируют все ее ключевые элементы. Это простое инженерное решение облегчает обслуживание и ремонт подключаемого к магистрали оборудования, повышает эффективность и экономичность обогрева.

В доме устанавливается комфортный тепловой режим.

Что представляет собой байпас?

Байпас, или байпасный обвод – это трубопровод, который служит для организации протока теплоносителя в обход определенного участка отопительной магистрали, либо параллельно ему.

Чаще всего на этом участке установлено какое-либо оборудование. Один конец обводной трубы подключают к подводящему патрубку, второй – к отводящему.

Между байпасом и входным отверстием огибаемого прибора устанавливают запорную арматуру. Она позволяет полностью перенаправить поток воды по альтернативному пути, либо регулировать количество поступающей к устройству жидкости.

Для возможности полного отключения оборудования устанавливают кран и на отводящем патрубке – между выходным отверстием прибора и байпасом.

Разновидности байпасов системы отопления

Запорная арматура устанавливается не только на входном и выходном патрубке, но и на самом байпасе. В зависимости от вида используемого устройства различают три вида обходных труб:

  • нерегулируемые;
  • с ручным управлением;
  • автоматические.

Каждый из видов имеет свои особенности конструкции и применения.

В простейшем виде конструкция байпаса представляет собой патрубок с подсоединенными с двух сторон тройниками. Применяют такое устройство при подключении радиаторов по однотрубной вертикальной схеме разводки

Вид #1 — нерегулируемый обводной патрубок

Неуправляемый байпас в системе отопления представляет собой обычную обходную трубу без какого-либо дополнительного оборудования.

Просвет трубы постоянно открыт и движение жидкости по нему происходит в неуправляемом режиме. Основное применение такие байпасы находят при подключении радиаторов.

При проектировании системы отопления следует учитывать, что жидкость пройдет по пути с наименьшим гидравлическим сопротивлением.

Поэтому диаметр проходного сечения нерегулируемого байпаса, установленного вертикально, должен быть меньше, чем диаметр проходного сечения основной магистрали. Иначе под действием силы тяжести теплоноситель уйдет в расположенный ближе байпас.

Диаметр байпаса вертикальной разводки должен быть на размер меньше диаметра основной магистрали. Если диаметры сделать одинаковыми, то основная часть теплоносителя будет циркулировать по обходному пути, не доходя до радиатора

В горизонтальной разводке действуют другие законы. Горячая среда стремится подняться вверх, так как имеет меньший удельный вес. Поэтому байпас нижней разводки обычно делают равным основной магистрали, а отходящий к радиатору патрубок – меньше.

Уменьшенный диаметр входной трубы радиатора увеличивает напор и способствует более равномерному распределению теплоносителя по контуру теплоотдающего прибора

Вид #2 — управляемый вручную байпас

Обходной патрубок с установленным шаровым краном называется ручным байпасом. Кран такого типа является наиболее подходящим для обходного пути, поскольку в открытом состоянии не уменьшает внутренний просвет трубопровода.

Следовательно, он не создает дополнительное гидравлическое сопротивление движению жидкости.

Применение запорного устройства позволяет регулировать количество жидкости, проходящей через обвод. Если кран закрыть полностью, то весь поток пойдет по основному пути.

Следует учитывать, что если рабочие элементы шаровых кранов имеют свойство прикипать друг к другу, если устройство не используется. Поэтому такой кран следует периодически поворачивать, даже если в этом нет необходимости.

Устанавливать байпас с краном можно только в индивидуальную систему отопления частного дома. Использовать запорное устройство на обводной перемычке в многоквартирных домах запрещено, поскольку можно по неосторожности перекрыть подачу теплоносителя другим потребителям

Сфера применения регулируемых вручную байпасов в системе отопления – подключение радиаторов однотрубной магистрали и обвязка гидравлических насосов.

Вид #3 — автоматический вариант байпаса

Автоматический байпас устанавливается в обвязке насоса гравитационной системы отопления. Теплоноситель в такой магистрали может циркулировать по контуру без перекачивающего агрегата.

Электрический нагнетатель устанавливается в систему для увеличения скорости движения жидкости, что способствует меньшим теплопотерям, равномерному прогреву помещений, увеличению КПД системы.

Перенаправление потока жидкости в насосной обвязке с автоматическим байпасом происходит без участия человека. При работе насоса теплоноситель идет через агрегат, а байпас перекрывается.

Если же насос останавливается, вследствие поломки или отключения электроэнергии, то теплоноситель идет через байпас. Обездвиженная крыльчатка агрегата ограничивает или полностью перекрывает поток.

Автоматические байпасы бывают двух видов:

В первом случае в обходной патрубок монтируют обратный шаровой клапан, который создает наименьшее гидравлическое сопротивление и практически не препятствует прямому движению жидкости в самотечном режиме.

При включении насоса скорость потока увеличивается. Теплоноситель из выходной трубы поступает в магистраль и расходится в обоих направлениях.

Дальше по контуру он движется беспрепятственно, а при перемещении в обратную сторону натыкается на обратный клапан.

Поскольку гидравлическое давление со стороны выходного патрубка выше, чем со стороны входного – шарик плотно прижимается к седлу клапана и полностью перекрывает просвет трубопровода.

При включенном насосе гидравлическое давление, создаваемое агрегатом, поджимает шарик клапана и перекрывает прямую линию. При выключении насоса давление в гравитационной системе открывает клапан, и вода идет по байпасу

Недостатком клапанного байпаса является его чувствительность к чистоте воды. Попадание загрязнений – хлопьев накипи, ржавчины, окалины – приводит к его выходу из строя.

Инжекционный байпас работает по принципу гидроэлеватора. В основную магистраль большого диаметра вваривается насосный узел, устроенный на трубопроводе меньшего диаметра. При этом входной и выходной патрубки имеют продолжение внутри трубопровода магистрали.

При включении насоса часть потока поступает в диффузор входного патрубка, проходит через агрегат и ускоряется.

Выходной патрубок имеет небольшое сужение и представляет собой сопло, через которое жидкость под давлением выбрасывается в основную магистраль с большой скоростью.

Позади среза выходного патрубка (по ходу движения теплоносителя в магистрали) создается область разряжения. За счет этого затягивается жидкость из байпаса. Вылетающая под напором струя увлекает за собой окружающую среду, передавая ей кинетическую энергию.

Таким образом весь поток с ускорением устремляется дальше по магистрали. Такое направленное движение жидкости исключает возникновение обратного потока.

Если насос не работает, то теплоноситель спокойно проходит через байпас в режиме естественной циркуляции.

Импульс движению теплоносителя магистрали с инжекционным байпасом дает энергия струи воды. Такое устройство не боится небольшого загрязнения теплоносителя, поскольку не имеет приборов с точно подогнанными деталями (шарик-седло)

Назначение обводного трубопровода

Основное назначение байпасного участка – сохранение циркуляции в магистрали отопления в случае поломки подключенного агрегата или отключения электричества.

Любой прибор, подключенный через байпас, можно отсоединить от гидравлической магистрали простым перекрытием двух кранов – на входе и выходе. После этого весь поток теплоносителя пойдет по обходной трубе.

Прибор, отключенный от магистрали, спокойно ремонтируют или выполняют плановое обслуживание. Можно полностью отсоединить его и заменить новым. При этом не понадобится останавливать работу системы и сливать весь теплоноситель.

В системе индивидуального отопления байпас применяют в следующих случаях:

  1. Врезка радиаторов в однотрубную магистраль;
  2. Обвязка циркуляционного насоса;
  3. Подключение распределительного коллектора при устройстве водяных теплых полов;
  4. Организация малого контура циркуляции при использовании твердотопливного котла.

В зависимости от места применения, байпасное подключение имеет свои особенности.

Традиционная обвязка циркуляционного насоса, где байпас является частью основной магистрали. В него монтируют запорную арматуру, чтобы пустить весь поток теплоносителя через перекачивающий агрегат и исключить рециркуляцию

Ситуация #1 — для радиатора отопления

Подключение радиаторов через байпас проводят только в однотрубной системе.

Для двухтрубной и коллекторной разводки врезка обводных патрубков не имеет смысла. Батареи отопления в них подключены параллельно и к каждой поступает вода одинаковой температуры непосредственно из подающей магистрали.

Выход из строя одного из отопительных контуров, при наличии отсекающих кранов, не влияет на работоспособность остальной системы.

В однотрубной системе, вследствие последовательного подключения теплоотдающих элементов, происходит охлаждение воды по мере прохождения контура. Чем выше теплоотдача батареи, тем более холодной будет жидкость на выходе.

Если в однотрубной разводке не предусмотрены байпасы, то первый радиатор заберет максимальное количество тепла и будет чересчур горячим, а через последний пойдет слегка теплая вода.

Соединение подачи и обратки перемычкой возле каждой батареи разделяет поток на две части. Одна идет к радиатору и отдает тепловую энергию.

Вторая, сохраняя температуру, течет по обводу и соединяется на выходе с потоком из батареи отопления. Таким образом удается донести достаточное количество тепловой энергии даже до последних в цепи радиаторов.

Назначение байпаса в разводке однотрубного отопления, помимо возможности ремонта радиатора, – сохранять часть тепловой энергии в основном потоке для более равномерного ее распределения между ближними и дальними отопительными приборами

Ситуация #2 — при подключении насоса

Подключать циркуляционный насос через байпас имеет смысл только в системе, приспособленной под самотечное движение воды.

Должен быть устроен разгонный коллектор, соблюдены необходимые уклоны и достаточные диаметры труб. Циркуляционный насос в такой магистрали устанавливается для повышения ее эффективности.

Если же система отопления изначально задумана, как принудительная, то при отключении электричества или поломке насоса она не сможет функционировать в любом случае.

Теплоноситель не будет циркулировать без перегоняющего агрегата. Поэтому в такой магистрали насос устанавливают без байпаса – на прямой линии.

Особенностью подключения насоса через обвод является возможность появления противотока в байпасе и возникновения замкнутого контура циркуляции по кругу байпас-насос.

Поэтому в обходном патрубке должна быть вмонтирована запорная арматура – шаровой кран или обратный клапан.

При работающем насосе такое оборудование полностью перекрывает просвет байпасной трубы (клапан – автоматически, кран – вручную). Если насос останавливается, то байпас открывается и происходит конвекционное движение теплоносителя.

Исключение составляет инжекционный байпас, конструкция и принцип действия которого исключает обратное движение жидкости.

Байпасное подключение гидравлического насоса можно выполнить самостоятельно, либо приобрести готовый насосный узел. Вид разводки выбирается в зависимости от наличия свободного места

Ситуация #3 — при монтаже водяных теплых полов

Обводная линия при подключении теплых полов является частью смесительного узла. Поэтому она используется постоянно, и без нее напольный обогрев не будет нормально функционировать.

Вода в подающей магистрали может достигать 80 °C, а в контуре теплого пола – она не должна превышать 45 °C. Для подготовки теплоносителя используется смесительный узел с трехходовым клапаном, который пропускает лишь необходимое количество горячей воды.

Остальной поток идет по байпасу, смешивается с выходящей из коллектора охлажденной водой и идет далее по магистрали к котлу.

Трехходовой клапан, установленный перед входом в коллектор, пропускает ровно столько теплоносителя, сколько необходимо для нагрева воды в теплых полах до комфортной температуры. Избыток горячей жидкости уходит обратно в магистраль по обводу

Ситуация #4 — в магистрали с твердотопливным котлом

С помощью байпаса в обвязке твердотопливного котла формируют малый контур циркуляции теплоносителя. Обвод подключают к подающему трубопроводу с максимально нагретым теплоносителем с одной стороны, и к установленному на обратке трехходовому клапану с другой.

Клапан смешивает охлажденную воду, идущую от теплоотдающих контуров, с горячим теплоносителем из байпаса. К котлу пропускается жидкость, температура которой не ниже 50 °C.

Такая обвязка необходима при использовании твердотопливного котла, так как при поступлении холодной воды в котел на стальных стенках топки образуется конденсат. Это приводит к возникновению коррозии и быстрому выходу нагревательного агрегата из строя.

Для функционирования твердотопливного котла формируют малый круг циркуляции. Байпас в этом случае играет ключевую роль

Через байпасный обводной участок в смесительный клапан поступает горячая вода для нагрева поступающей из системы жидкости до температуры, исключающей образование конденсата и коррозии на стенках котла

Ситуация #5 — при монтаже обводных труб

Установка байпаса разных типов в систему отопления имеет свои особенности.

При подключении радиаторов:

  • Диаметр обводной трубы выбирается на размер меньше основного трубопровода;
  • Перемычку следует устанавливать как можно ближе к радиатору;
  • Запрещено ставить кран на байпас в многоквартирных домах.

Монтаж байпаса радиатора можно проводить как при устройстве новой системы отопления, так и при модернизации уже существующей. Для этого подготавливаются патрубки соответствующих диаметров, два тройника и запорная арматура.

На входном патрубке устанавливают один из вариантов устройств:

  • шаровой кран, который не создает сопротивления и позволяет пропускать весь проходящий поток;
  • вентиль – для ручной регулировки объема теплоносителя;
  • сочетание шарового крана и автоматического терморегулятора – количество воды, проходящей к радиатору, регулируется без участия человека.

На выходной патрубок устанавливают шаровой или запорный кран.

Элементы соединяют между собой на сварку или резьбу. В любом случае следует обеспечить полную герметичность стыков, после сборки провести испытание и исключить протечки.

Радиатор прогревается наиболее продуктивно при следующем сочетании: диаметр патрубков у радиатора на размер меньше основной линии, а диаметр байпаса на размер меньше патрубков. Сужение подводящих участков повышает гидравлическое давление и способствует более полному прогреву теплоотдающего прибора

При подключении насоса байпас чаще всего является частью основной линии. Поскольку он обеспечивает течение теплоносителя в режиме естественной циркуляции, то ни в коем случае нельзя сужать его внутренний диаметр.

Насос устанавливается на обходной трубе, диаметр которой может быть меньше или равным диаметру основной магистрали.

Для установки проще приобрести готовый насосный узел необходимого размера и конфигурации. Это обеспечит правильное положение всех элементов и надежность соединений.

Однако и самостоятельное изготовление развязки перекачивающего агрегата не представляет сложности, если соблюдать некоторые правила.

Насос следует сориентировать таким образом, чтобы ось крыльчатки располагалась горизонтально, а крышка клеммной коробки смотреть вверх.

Так обеспечивают свободный доступ к клеммам, к которым подключают питание, и исключают попадание жидкости на них, если возникнут протечки.

В байпасный участок монтируют качественный обратный клапан или шаровой кран, чтобы обеспечить полное прохождение потока через насос и исключить возникновение обратного движения жидкости по обводу.

При устройстве насосной развязки своими руками важно правильно расположить элементы. Для этого удобно использовать накидные гайки – американки. Такие фитинги обеспечивают герметичное долговечное соединение элементов, легкую разборку и сборку

Выводы и полезное видео по теме

Ошибки в монтаже байпаса радиатора, которые приводят к плохому прогреву теплоотдающего элемента:

Почему нельзя устанавливать запорный кран на байпасе радиатора в многоквартирном доме:

Как собрать обводную трубу с насосом таким образом, чтобы было удобно разбирать уже установленное и подключенное изделие и проводить плановое обслуживание элементов и ремонт:

Несложное инженерное решение – байпас – позволяет сделать систему отопления наиболее эффективной и добиться комфортного теплового режима во всех помещениях. Поломка отдельных элементов магистрали или отключение электричества не доставит больших проблем. Теплоноситель будет циркулировать по магистрали и в доме будет тепло.

sovet-ingenera.com

Байпас в системе отопления что это такое — теория его необходимости и практика установки

Байпас в системе отопления что это такое

Любая система отопления, при условии, конечно, что она спроектирована, смонтирована и отлажена правильно, представляет собой весьма сложный «организм», в котором каждый «орган» выполняет определенную важную функцию. Частенько хозяева домов или квартир даже не задумываются о том, какая роль отводится тому или иному элементу системы: всё работает – да и ладно…

А между тем, владеть такой информацией никогда не будет лишним. Правильно говорят, что знание – вооружает, и человеку, имеющему представление о предназначении и важности любого из приборов или устройств системы, гораздо проще эксплуатировать ее, не доводя до аварийно-опасных ситуаций. Он точно знает, каких показателей можно ожидать от своего оборудования. И, в конце концов, у него намного меньше шансов стать «жертвой» для недобросовестных мастеров-сантехников (а иногда – и вообще полнейших проходимцев), готовых с деланно важным видом «слупить» нереальные деньги за совершенно пустяковую работу.

Байпас в системе отопления что это такое

Вот, например, многие наверняка слышали мудреное название «байпас», но очень туманно представляют, что он из себя представляет и для чего нужен. А между тем, роль этого нехитрого, в принципе, элемента – сложно переоценить. Давайте и рассмотрим поближе байпас в системе отопления что это такое, и какая функциональность на него возлагается.

В чем заключается сам принцип байпаса

И впрямь, для русскоязычного человека это наименование звучит очень непривычно. Но именно в значении этого термина наглядно говорится о предназначении элемента.

Если попытаться перевести с английского слово «байпас» дословно, то словари дают массу всяких токований, которые, однако, сводятся к одному принципиальному понятию – существительные «обходной путь», «объезд», «обход», глаголы «обходить», «обтекать», «выбирать иное направление» и тому подобное. Значит, разумно предположить, что имеется в виду какое-то устройство, дающее возможность не прямого, а альтернативного перемещения.

Так оно и есть на самом деле. В сантехнических системах байпасом называют участок трубы, установленный таким образом, чтобы для жидкости (теплоносителя, если речь идет об отоплении, или воды – для водопроводов) открывался путь не только через какой-либо прибор, но и в обход него. Этот «закороченный» поток может быть неуправляемым, когда байпас держится постоянно открытым, и течение жидкости подчиняется только законам гидравлики. Нередко на байпас ставятся управляющие устройства – от простых вентилей до автоматических приборов, изменяющих сечение прохода в зависимости от перемены внешних условий.

Самый, пожалуй, простой и наиболее часто встречающийся пример байпаса – труба-перемычка между подводками к радиатору отопления

Коль речь у нас идет только о системах отопления, то байпас может устанавливаться:

  • В обвязке радиаторов, что в большей степени характерно для однотрубных систем отопления.
  • В обвязке циркуляционного насоса – в системах автономного типа.
  • В смесительных узлах систем водяных «теплых полов».
  • Для создания «малого контура циркуляции» в обвязке котлов (характерно для агрегатов, работающих на твердом топливе).

Байпас, как элемент обвязки радиатора отопления

Для чего требуется байпас на радиаторе?

Чтобы понять смысл установленной перемычки на батарее, необходимо представить, как работает система отопления в многоэтажном доме. А она чаще всего организуется по однотрубному принципу – это и дешевле, и проще в исполнении.

Смысл в том, что радиаторы расположены последовательно на одной трубе. Коллекторы подачи и обратки обычно располагаются в подвальном помещении дома, где организуется теплопункт с элеваторным узлом. От коллектора подачи вверх поднимется стояк. Здесь возможны два варианта. В первом – стояк поднимается до высшей точки, а откуда теплоноситель опускается вниз по трубе, на которой и стоят все радиаторы, от верхнего до нижнего этажа (это называется стояк с верхней подачей). Применяется и несколько другая схема, с так называемой нижней подачей, когда уже на пути вверх теплоноситель начинает отдавать тепло на последовательно расположенных радиаторах, а затем – еще и на обратном пути. В любом случае, это кольцо замыкается на обратном коллекторе. Обе этих схемы наглядно показаны на иллюстрации ниже.

Схемы однотрубных разводок в многоэтажном доме: слева – с верхней подачей теплоносителя, справа – с нижней. Байпасов на радиаторах нет, и система чрезвычайно уязвима

Не нужно, наверное, никаких особых познаний, чтобы в уме смоделировать ситуацию, которая случится в случае выхода из строя ЛЮБОГО из радиаторов в такой «цепочке». Отключение аварийного прибора немедленно прерывает весь контур, и он становится неработоспособным. А для снятия батареи еще и потребуется полностью сливать воду со всего стояка.

А проблема решается очень просто – каждый из установленных в подобном контуре радиаторов должен иметь перемычку между трубами подводки, неподалеку от точек врезки – тот самый байпас. Схема практически не меняется, но ее «живучесть» резко возрастает.

Если на радиаторах однотрубной системы отопления стоят байпасы, то демонтаж или даже просто отключение любого из приборов на работе остальных практически не сказывается

Как правило, радиатор сейчас устанавливают с монтажом перед ними запорных кранов с накидными гайками. То есть батарею совсем несложно выключить, перекрыв оба крана, а затем демонтировать для ремонта, замены, профилактики и т.д. Поток теплоносителя не прервется, так как имеется «обходной путь», то есть байпас.

Но и это еще не все преимущества, которые дает байпас в разводке отопления многоквартирного дома. Центральные системы не отличаются быстротой реакции на изменения погодных условий, так что зачастую на улице оттепель, а батареи греют, как при сильном морозе. А сильная жара в помещениях зимой – это, согласитесь, тоже весьма некомфортно. Кроме того, наблюдается и характерное для однотрубных систем явление, кода в радиаторах в начале контура по ходу движения теплоносителя температура заметно выше, чем в расположенных ближе к концу. Одним словом, очень важна возможность самостоятельного регулирования уровня нагрева батарей, причем, желательно – по термостатическому принципу.

Наличие термостатического регулятора позволяет автоматически поддерживать в помещении заданную. Температуру. Но без байпаса и здесь не обойдешься

Это всё вполне выполнимо — есть возможность приобрести и самостоятельно установить относительно недорогие и весьма эффективные термоклапаны с термостатическими головками. Они устанавливаются на подаче теплоносителя в батарею и количественно регулируют горячий поток, проходящий через нее.

Путь к максимальному комфорту – поставьте на радиаторы термостатические регуляторы!

Компактные и простые в эксплуатации устройства способны поддерживать в комнате ту температуру, какую хозяева считают наиболее комфортной для себя. Как устроены терморегуляторы для радиаторов отопления, как их можно установить и настроить своими руками – читайте в специальной публикации нашего портала.

Но количественное регулирование температуры на одном радиаторе, то есть уменьшение количества проходящего через клапан теплоносителя, может сказаться на работе других, стоящих после него в однотрубной «цепочке». Причем, отразится это и на температуре, и на давлении в системе. А если таких регуляторов в контуре несколько? – к концу стояка возможен полный «раздрай» в параметрах системы! Вряд ли кому из соседей по подъезду такая ситуация придется по душе.

Но это, опять же, если не установлены байпасы. А с перемычками весь негатив уходит полностью. Избыточность давления, возникающая перед полуприкрытым термоклапаном, попросту сбрасывается через байпас, температура в трубе практически не меняется (даже, пожалуй, будет выше, чем без использования терморегуляторов). Да и самим приборам регулировки в таких условиях работать проще – меньше износ, так как не столь высоко воздействие повышенного давления на уплотнения клапанов.

Закономерный вывод – в однотрубной разводке многоэтажного дома байпас становится не желательным, а обязательным элементом обвязки радиаторов. И если по каким-то причинам его нет, то необходимо об этом позаботиться, чтобы устранить недостаток.

А если система в доме двухтрубная – нужен ли байпас?

Нет, вот в этом случае перемычка уже никакой роли играть не будет. Все радиаторы установлены независимо, и отключение любого из них, или установка на него регулирующего оборудования никаким образом не скажется на работоспособности остальных приборов системы.

При двухтрубной разводке байпас на радиаторе отопления может понадобиться только при использовании приборов качественной регулировки температуры – трехходовых термоклапанов, но это практикуется нечасто, так как неоправданно экономически

Исключением можно считать в данном случае только байпас, который установлен для качественно регулировки температуры в радиаторе, с использованием трехходового крана, когда к поступающему потоку из трубы подачи подмешивается остывший теплоноситель из «обратки». Впрочем, подобная схема применяется нечасто, потому как для отдельно взятого радиатора вполне достаточно количественной регулировки с более дешевым обычным термоклапаном.

Итак, в двухтрубной разводке байпас не требуется, но следует убедиться, что у вас в квартире система именно двухтрубная. Дело в том, что иногда может ввести в заблуждение наличие двух стояков, проходящих вдоль стены. Здесь важно подметить принципиальную разницу.

Вроде бы, похоже, а на деле – это совершенно разные системы подключения радиаторов

Внимание на иллюстрацию. Справа показана действительно двухтрубная система – входы радиатора подключены к совершенно разным стоякам. Вот в такой ситуации в байпасе никакой нужды нет, то есть на картинке все показано правильно.

А вот на левом фрагменте тоже, казалось бы,  две трубы. Однако, радиатор отопления врезан в разрыв только одной из них, а вторая проходит «нетронутой». Она – всего лишь стояк для обеспечения верхней подачи теплоносителя, о схеме которой говорилось выше. А сама система так и остается однотрубной, и без байпаса – никак не обойтись.

Выше речь шла пока о квартирах в многоэтажках. А как быть владельцам собственных домов с автономной системой отопления?

Принцип тот же. Более дорогая (в плане расхода труб при ее монтаже) и «послушная» двухтрубная система байпаса не потребует. Но часто из соображений практичности применяются и однотрубные схемы – яркий пример тому популярная «ленинградка». Безусловно, никто владельцу дома не будет пенять на то, что он не установил на своих радиаторах байпас, но здравый смысл подсказывает, что это сделать все же стоит. Зачем усложнять себе жизнь, если есть возможность сделать каждый прибор теплообмена независимым, а его индивидуальные настройки – мало отражающимися на работе остальных батарей. Подобная мера сведет к минимуму еще одно негативное качество «однотрубки», когда в стоящих последовательно радиаторах постепенно снижается температура по мере их удаления от котла.

Кстати, в однотрубной системе отопления, применяемой для разводки по одному уровню (этажу), уже конструктивно заложена возможность наличия байпаса, так сказать, по умолчанию. В той же «ленинградке» его роль с успехом выполнит сама труба разводки.

Радиаторы врезаны по схеме «ленинградка». Чем не байпасы внизу, по линии трубы разводки?

Кстати, именно в этом случае байпас можно сделать и управляемым – об этом речь пойдет чуть ниже.

Что такое система отопления «ленинградка»?

Эта система завоевала широкую популярность своей относительной простотой монтажа и экономичностью в плане расхода материалов. Вместе с тем, она остается весьма эффективной в эксплуатации. Об устройстве системы отопления «ленинградка», о ее отладке и о возможностях модернизации – читай те в специальной публикации нашего портала.

Видео: Для чего необходим байпас на радиаторе отопления?

Как самостоятельно установить байпас на радиатор отопления?

Основные правила монтажа байпаса в обвязке батареи

В целях данной публикации не значится обучения читателя приемам сантехнического монтажа. Подавляющее большинство хозяев домов или квартир в той или иной степени сталкивалось с этими вопросами и наработало определенные навыки работы. Наверняка, у многих уже сложились свои излюбленные подходы к выполнению сантехнических монтажных операций – будь то пайка полипропиленовых труб, резьбовая сборка или сварка металлических изделий, использование соединительных фитингов, например, при работе с металлопластиком. Поэтому далее будут только описаны основные правила, которые должны соблюдаться при установке байпаса на радиатор отопления, приведены несколько наглядных примеров таких сборок.

Итак, установка байпаса на батарею отопления в многоквартирном доме должна подчиняться следующим правилам:

Простейшая схема установки байпаса в обвязке радиатора на вертикальном стояке отопления однотрубной системы многоэтажки

  • Полностью должно быть исключено наличие запорно-регулирующей арматуры на участке от стояка до самого байпаса. Таким образом сводится к нулю вероятность даже случайного перекрытия основного контура отопления.
  • Положение байпаса при обвязке радиатора, подключенного к вертикальному стояку, тоже имеет значение. Необходимо постараться расположить перемычку на максимальном удалении от магистральной трубы и, соответственно, как можно ближе к самой батарее. Понятно, что нередко при этом начинают оказывать свое влияние соображения эстетичности, но байпас вполне можно сделать малозаметным. Безусловно, при выборе конкретного места установки необходимо учесть еще и участки для монтажа шаровых кранов, отсекающих радиатор, или термостатических приборов, если планируется их использование. Но еще раз стоит подчеркнуть – все эти элементы могут ставиться только на участке между байпасом и батареей, но никак не перед ним!
  • Теперь о соотношении диаметров используемых для обвязки радиатора труб. В идеале оно должно соответствовать следующему «канону» (см схему выше):

— ДУ1 – это диаметр условного прохода трубы стояка отопления. Он остаётся неизменным вплоть до тройника, в который будет устанавливаться байпас.

— ДУ2 – диаметр труб подводки к радиатору, от тройника до самой батареи. По правилам он должен быть на один размер меньше стояка.

— ДУ3 – диаметр байпаса. Он на один размер меньше труб подводки и, соответственно, на два – трубы стояка.

Именно такие пропорции определяют корректную работу неуправляемого байпаса, то есть не требующего вмешательства пользователя. На тройнике поток циркулирующего теплоносителя будет разделен на главный, по направлению к радиатору (там он в дальнейшем может еще и регулироваться термостатическим клапаном), и обходной, через байпас. Если стоит термостатическое оборудование, то через байпас будет сброшен и излишек теплоносителя, тем самым не будет создаваться зон излишнего давления и разрежения.

Если же обвязывается радиатор при горизонтальной разводке труб (в той же «ленинградке»), то для корректной работы неуправляемого байпаса практикуются несколько иные соотношения.

Стандарт обвязки радиатора отопления при горизонтальной разводке однотрубной системы

В данном случае в роли байпаса выступает участок самой разводки, ограниченный тройниками, от которых идет подводка на радиатор. Это участок должен быть меньше магистрали на 1 размер, а трубы подводки – на два размера.

  • Следующий важнейший вопрос – необходим ли запорный или регулировочный кран на самом байпасе?

Следуя логике вещей, такой кран явно напрашивается, так как он вполне может быть использован в качестве регулятора потока через радиатор. Однако, не все так однозначно.

Для жильцов многоквартирных домов подобная мера расценивается как грубое несанкционированное вмешательство в работу системы отопления. Посудите сами – даже нечаянное перекрытие этих перемычек в отдельно взятых квартирах обязательно скажется в других, то есть общий баланс контура, обслуживающего стояк, будет нарушен. Могут возникнуть претензии к работе поставщика тепловой энергии, а уж специалисты этой организации, опытные в своем деле, разбираясь с жалобами, обязательно найдут виновника. Последствия такого разбирательства пусть каждый оценит самостоятельно, но конфликты с соседями – это самое малое, что может быть.

А вот установка термостатического регулятора при наличии нормального байпаса – это правильное решение, которое должно устроить всех.

Итак, вывод: наличие крана на байпасе в многоквартирном доме – должно быть совершенно исключено, так как нельзя допустить даже малейшей вероятности случайного разбалансирования стояка. Те фотографии, демонстрируемые в интернете, на которых байпас оснащен краном – это пример грубого нарушения правил.

Не поддавайтесь уговорам «опытных мастеров» – крана на байпасе в обвязке радиатора в многоэтажном доме быть не должно!

Иное дело, если речь идет об однотрубной системе отопления собственного дома. Здесь хозяева вольны экспериментировать, как им угодно. И действительно, на байпасе в «ленинградке» нередко ставятся регулировочные краны, которые позволяют как настраивать работу конкретно взятого радиатора, так и балансировать систему или какой-то ее участок. В этом случае даже можно не придерживаться строго рекомендуемых перепадов диаметра труб. Но кран, безусловно, должен быть не шаровой (такие краны вообще не должны использоваться для настроек – их два нормальных положения: полностью открытое или закрытое). Практикуется установка игольчатых вентилей, которые позволяют провести настройку с очень высокой точностью. Можно поставить и регулировочный блок-кран – он удобнее с тех позиций, что после настройки постороннему (из числа домочадцев) не удастся даже случайно сбить выверенное положение.

Несколько примеров установки байпаса на радиатор отопления

Просто в качестве примеров – несколько наглядных схем, которые, возможно, помогут выбрать оптимальный вариант для самостоятельного исполнения. Если навыки монтажа есть – то собрать такой узел не должно составить особых проблем. Ну а для тех, не планирует заниматься этим самостоятельно – будет с чем сравнить работу приглашенного мастера.

Для начала возьмём байпасный узел радиатора, собранный из полипропиленовых деталей.

Обвязка радиатора с байпасом из полипропиленовых труб

1 – труба контура отопления, то есть сам вертикальный стояк. Именно в его «разрыв» должен встать радиатор при однотрубной системе. На схеме показан изгиб труб под углом 90 градусов – именно в таком виде чаще всего и стоят эти стояки. Но вместо изгиба никто не мешает установить и отводы 90 градусов, с диаметром, равным диаметру стояка.

2 – резьбовой фитинг для перехода с металлической трубы на полипропиленовую.

3 – участок трубы, которым будет задаваться расстояние от оси стояка до байпаса. Здесь обычно применяется ПП-труба с внешним диаметром 32 мм.

4 – тройники, которые разделят поток на трубу подводки и на байпас. Если следовать размерам, то на входе (со стороны стояка) тройник доложен быть рассчитан на трубу 32 мм, на выходе – 25 мм, и в направлении байпаса – 20 мм. Такой детали вряд ли найдется в продаже, поэтому лучше всего взять тройник 25-20-25 (а это очень ходовая деталь), а на входе вварить переходник с 32 на 25.

5 – участок подводки к радиатору, труба 25 мм. Как мы уже знаем, он не должен быть большим, а зачастую от него и вовсе отказываются – сразу после тройников монтируется запорная или регулировочная арматура.

6 – перемычка-байпас, труба 20 мм.

7 – фитинги для перехода со сварных соединений полипропилена на резьбовые металлические.

В радиатор же (поз. 8) вкручиваются штуцеры для соединения их с накидными гайками-«американками» (поз. 9). Эти накидные гайки (вместе со штуцерами) обычно входят в комплект терморегуляторов (поз. 10) . Если планируется просто установка запорного крана, как в данном случае на выходе из батареи внизу (поз.11), то и его следует выбирать именно такого типа – оснащенный штуцером и накидной гайкой. Это упростит монтаж, сделает соединение радиатора разъемным.

Следующая схема – принцип неизменен, просто применяются металлопластиковые трубы и соответствующие соединительные фитинги.

Обвязка радиатора с установкой байпаса, выполненная из металлопластиковых труб

Кстати, на иллюстрации показан именно тот случай, когда решено отказаться от участка подводки между тройником и радиатором – сразу следует переход на терморегулятор сверху и балансировочный кран снизу. В остальном же – никакого отличия, кроме особенностей технологии сборки узла и стоимости комплектующих (полипропилен – значительно дешевле).

Если планируется использовать только металлические трубы, то здесь возможны различные варианты. Иногда применяется сварка, но такой подход в последнее время теряет популярность, так как бывает вполне достаточно ассортимента представленных в продаже деталей с резьбовыми соединениями.

Комплект металлических деталей для обвязки радиатора с установкой байпаса. Хорошо видны размеры труб подводки и перемычки, запорные краны с накидными гайками

Обходятся и без тройников – в строительных магазинах можно приобрести готовый байпас, уже оснащённый резьбовыми участками для облегчения процесса монтажа на месте. Высота таких байпасов соответствует стандартным значениям межосевых расстояний радиаторов.

Имеется возможность приобрести готовый сваренный окрашенный байпас с участками трубы подводки, на которых нарезана резьба для дальнейшего монтажа.

Нее обойдены вниманием и те владельцы жилья, которые предпочитают, по возможности, скрыть трубы подводки к радиатору и организовать нижнее подключение батарей. Специально для этих целей выпускаются сборки, которые совмещают в себе и узел нижнего подключения, и обязательный байпас.

Такое изделие совмещает сразу узел скрытой нижней подводки, байпас, терморегулятор и балансировочный клапан.

Очень часто приходится решать по месту. Например, на следующей иллюстрации показано, как организован байпас при близком расположении труб подводки, которое осталось от ранее установленных в квартирах радиаторов.

Байпас может быть и вот таким – его высота нигде не оговаривается.

Если с диаметром и расположением байпаса все же следует придерживаться определенных правил, то про высоту этой перемычки не сказано нигде ни слова. То есть это – вполне приемлемое и работоспособное решение.

Но, конечно, не стоит впадать и в крайности. Трудно понять, чем руководствовался мастер, выполнивший «шедевр», показанный на иллюстрации ниже.

Иногда в интернете натыкаешься и на вот такие «натюрморты»…

Да, такая обвязка будет работать, а «специалист», видимо, весьма далек от вопросов эстетичности выполненных им работ. Но куда смотрели хозяева квартиры?! Или это так специально ими задумано?

Кратко – о других случаях применения байпаса в системах отопления

Байпас, как элемент обвязки циркуляционного насоса

Еще не столь давно автономные системы отопления в частных домах преимущественно создавались по принципу естественной циркуляции теплоносителя по контурам. Это было вызвано, в большей мере, большим дефицитом на насосное оборудование и высокой стоимостью таких насосов. А настоящее время ситуация кардинально изменилась, и многие хозяева переделывают даже свои старые системы пол принудительную циркуляцию, благо – это совсем не сложно.

Использование циркуляционного насоса дает массу разноплановых преимуществ, но имеется и один весьма существенный недостаток – это энергозависимость. В тех населенных пунктах, где перебои с подачей электроэнергии случаются довольно часто, приходится принимать определённые меры, чтобы в случае длительного отсутствия напряжения не остаться вообще без отопления.

А меры эти кроются в особенностях рекомендуемой обвязки циркуляционного насоса. А именно – конструкция насосного узла должна предусматривать два режима работы, с принудительной и естественной циркуляцией.

Видна разница в исполнении – но она не принципиальна. Главное в том, что предусмотрены два пути прохождения теплоносителя

По исполнению насосный узел может несколько отличаться – его можно собрать самостоятельно или приобрести уже в готовом виде. Главное же – в его сути. Для естественной циркуляции предусмотрен прямой проход жидкости через трубу (обычно узел ставиться на обратке в районе котла, но это необязательное требование). При работе же насоса теплоноситель проходит именно через него, а прямой путь перекрывается. Все просто до невозможности!

Смена направления течения теплоносителя может проводиться в ручном режиме – тогда на прямом участке трубы устанавливается запорный шаровой кран. Вместо такого крана, может стоять и автоматический клапан – он сам будет срабатывать на отсутствие принудительного потока через байпас, открывая основной проход. Есть схемы и с так называемым инжектором, правда, широкого применения они не снискали.

Ну а насос на байпасе также с обеих сторон окружен кранами – они необходимы для свободного демонтажа прибора, если в этом возникнет необходимость. При перекрытых кранах насос можно снять, не прибегая в опорожнению всего контура системы.

Для чего нужен и как правильно выбрать и установить циркуляционный насос?

Система отопления с принудительной циркуляцией теплоносителя выгоднее по всем параметрам – она экономичнее, легче в управлении и проще в точной настройке. Как устроен циркуляционный насос для системы отопления, с какими критериями подойти его выбору, сложно ли установить его самостоятельно – читайте в специальной публикации нашего портала.

Байпас, как элемент смесительного узла водяного «теплого пола»

Стремительно завоёвывающие популярность среди домовладельцев водяные «теплые полы» требуют особого температурного режима. А это означает, что необходим специальный узел, где теплоноситель будет доводиться до «кондиции», то есть до уровня нагрева, допустимого в контурах, проложенных в толще пола. Элементом такого узла всегда является байпас – перемычка, которая служит для обеспечения подмеса остывшего теплоносителя из трубы обратки в поток из магистрали подачи.

Как правило, байпас в таких схемах завязан с трёхходовым краном или термостатическим регулятором. Именно этот прибор «руководит» количеством остывшего теплоносителя из обратки, которое через байпас подается в смесительный узел.

Байпас, соединенный с трехходовым термостатическим регулятором

Пояснение дано, конечно, несколько упрощенно, но это потому, что на страницах нашего портала изготовлению смесительного узла для системы подогрева полов уделено отдельное внимание.

Можно ли собрать смесительный узел для «теплого пола» самостоятельно?

Да, и это не настолько сложная задача, как может показаться на первый взгляд. Если вы решили собрать смесительный узел для «теплого пола» своими руками – то вам по этой ссылке к соответствующей статье-инструкции.

Перемычка-байпас может стоять и на коллекторе «теплого пола» или разводки по контурам радиаторов отопления – она зачастую соединяет «гребенки» подлеющего и обратного коллекторов. Здесь у байпаса уже несколько иная роль.

Байпас с балансировочным клапаном между «гребенками» коллектора позволяет точно настроить необходимый уровень давления в них, не допуская скачков, гидроударов, зон разрежения и т.п.

Дело в том, что насос создает общее давление в коллекторе, и его приходится подстраивать для каждого контура отдельно, в зависимости от его особенностей: диаметра, протяжённости и т.п. – для этого предусмотрены специальные балансировочные клапаны. В ходе работы автоматика контуров может прикрывать или даже полностью запирать временно некоторые из них. Но чтобы эти перепады не сказывались на работе насоса, чтобы не создавалось ненужных областей повышенного давления или, наоборот, разрежения, чтобы не допустить даже вероятности гидравлического удара, необходимо устройство, которое нивелирует все подобные перепады. Эту функцию и берет на себя байпас между подающим и обратным коллектором.

Байпас, как элемент обвязки котла отопления

Еще один случай применение байпаса в системе отопления – это создание так называемого «малого контура котла».

Сразу отметим, что такой контур нужен далеко не всегда – он больше характерен для котлов, работающих на твердом топливе, так как именно в них температуры, создаваемые в камере сгорания, труднее всего поддаются регулированию. А особенно это важно в том случае, если котел оснащен чугунным теплообменником.

Почему? Температуры сгорания древесины – в несколько раз выше, чем природного газа, а кроме того, процесс сопровождается очень большим выбросом продуктов сгорания со сложной химической структурой, которые осаждаются в виде сажи.

Самый «опасный» период работы котла – это время его прогрева. За счет очень высокой разницы температур, характерной для твёрдого топлива, на теплообменнике и в дымоходной системе выпадает большое количество конденсата, к которому сажа липнет, как на клей. Но это еще – не самое страшное.

Представьте, что необходимо прогреть большой объем теплоносителя для всей системы отопления. Это займет немало времени, и в течение этого срока теплообменник котла будет испытывать колоссальные напряжения, так как в его нижнюю часть поступает холодная жидкость, а в верхней части температур уже совсем другого порядка! Внутренние напряжения стенок на этом цикле достигают максимума, а чугун, как известно, не обладает должной пластичностью, и от таких «тепловых ударов» может дать трещину. Не сильно полезны подобные разницы температур и для стального теплообменника -= это прямой путь к ускорению коррозионных процессов.

Одним словом, чтобы максимально увеличить долговечность оборудования и поднять уровень безопасности его эксплуатации, необходимо свести к минимуму этот сам цикл прогрева, когда разница между температурой в «обратке» и на выходе из котла достигает наибольших величин. Для этого и создается с помощью перемычки-байпаса малый контур котла.

Байпас в обвязке твердотопливного котла образовал «малый круг циркуляции»

Обратите внимание на приведенную иллюстрацию. Между магистралью подачи, выходящей из твёрдотопливного котла, и трубой «обратки» установлена перемычка (она обведена белым эллипсом). В нижней её части вместо тройника устанавливается термостатический прибор – это может быть трёхходовой кран, настроенный на определенную температуру срабатывания (например, 60 градусов).

Один из вариантов трехходовых кранов для байпаса на обвязке котла

При запуске котла, пока температура в «обратке» низкая, трёхходовой кран полностью перекрывает выход в общий контур системы, то есть циркуляция теплоносителя происходит только по малому системы, через байпас. Естественно, столь незначительный объем прогревается быстро, и теплообменник котла не будет долго испытывать того негатива, о котором сказано выше.

При достижении в малом контуре нужной температуры, трёхходовой кран начинает приоткрывать вход из трубы «обратки», то есть в циркуляцию постепенно вовлекается теплоноситель из общего контура отопления. И так будет продолжаться до тех пор, пока котел очень плавно не выйдет на заданную мощность нагрева. В течение всего цикла прогрева в теплообменник котла поступает жидкость примерно одинаковой температуры, да и вся система отопления запускается ровно и плавно, без совершенно не нужных скачков.

* * * * * * *

Итак, были рассмотрены основные случаи применения перемычек-байпасов в системах отопления. Если читатель убедился в важности этого элемента, получил представление о принципе его функционирования, то автор считает, что написанием этой публикации он достиг поставленной цели.

ciscoexpo.ru

Байпас в системе отопления для страховки и экономии энергии

Значение слова «байпас» подразумевает параллельный или обводной фрагмент трубопровода относительно главного водопровода.

Для чего нужен байпас в системе отопления?

Байпас в отопительной системе используется по своему прямому назначению — регулирует пропускную норму расхода теплоносителя.

Регулировка осуществляется установкой запорной арматуры на байпасе, в том числе и циркуляционного насоса. Современные модели котлов оборудуются циркуляционным насосом в базовой комплектации, что позволяет:

  1. Эффективнее и равномернее распределять тепло по системе. При большом количестве радиаторов и при протяженной системе отопления результаты очень хорошие.
  2. Возможность осуществлять обогрев дома из нескольких этажей.
  3. Упростить схему разводки труб – нет необходимости соблюдать уклон.
  4. Решается проблема автоматизированного удаления воздуха из системы.

Также байпас может устанавливаться для того, чтобы безопасно заменить водомер или радиатор отопления.

Роль байпаса в системе отопления

Байпасом с циркуляционным насосом можно оборудовать и обычные котлы или отопительные системы с естественной циркуляцией теплоносителя.

Эта мера позволит заметно повысить КПД системы, что, в свою очередь, сэкономит потребление энергоносителей.

Для этого необходимо вырезать участок труб отопления (30-50 см) в вертикальном направлении, и вмонтировать специальную конструкцию, состоящую из насоса, фильтра грубой очистки, впускного и выпускного запорного вентилей.

Самой работоспособной является схема включения дополнительной запорной арматуры, в которой насос смонтирован именно в трубопроводе байпаса.

Здесь следует соблюдать некоторые правила монтажа для эффективной работы байпаса.

  1. Правильный выбор вентилей. Из существующих в продаже кранов нужно устанавливать только шаровые. Внутри крана находится металлический шар со сквозным отверстием для прохождения теплоносителя. При повороте на 90° проход полностью перекрывается, что происходит намного быстрее, чем в поворотных вентилях. Меньшее количество механических деталей увеличивает надежность вентиля.
  2. Необходимо несколько раз в год проводить простейшую профилактику шаровых кранов – закрыть и открыть даже при отсутствии прямой необходимости.
  3. Покупать лучше вентиль известного бренда, так как очень часто неисправный шаровой кран приходится менять, а не ремонтировать.

Отличным дополнением станет для вас наша статья по выбору схемы подключения радиаторов отопления.

А справиться с другой проблемой — скапливанием воздуха в системе отопления вам поможет устройство под названием Кран Маевского. Описание работы и область применения в нашем обзоре.

Установка

Установка еще одного вентиля на основной линии (фрагмент которой обходит байпас) также обязательна, иначе вода при включенном насосе будет циркулировать по малому кругу: байпас-отрезок трубопровода.

Здесь можно устанавливать кран любой конструкции – шаровый, обратный или резьбовой. Обратный клапан даже предпочтительнее, так ка внутри него стоит шар, который перекрывает проход теплоносителю под действием подпружиненной пластины или под своим весом.

То есть, вмешательство хозяина не требуется. Давление теплоносителя, возникающее от работы насоса, заставляет клапан закрыться, и система отопления функционирует правильно.

Недостаток обратного клапана – в его меньшей надежности по сравнению с шаровым или другим краном.

Большая ошибка слесарей, занимающихся установкой байпаса в системе отопления, в том, что все соединения делаются при помощи сварки, а не на резьбовых соединениях. Все детали байпаса должны в случае ремонта или аварии демонтироваться слесарными инструментами.

Циркуляционный насос крепится в байпасе при помощи гаек «американок» с резиновыми или силиконовыми прокладками. Этот крепежный прием позволяет в любое время снять насос. Впускной или выпускной вентили легко снимаются после того, как будет демонтирован циркуляционный насос.

Устанавливать вентиль на основном участке трубопровода необходимо по такой схеме:

В конструкцию из байпаса и основного отрезка нужно внедрить трубу расчетной длины, которая имеет резьбу с обеих сторон. Резьба с одной стороны трубы нарезается по длине муфты с уплотнительной гайкой.

Чтобы снять и заменить вентиль на основном участке, на резьбу накручивается муфта и контргайка, после чего из вентиля при помощи газового или рожкового ключа можно выкрутить отрезок дополнительной трубы. Теперь вентиль можно снимать.

Рекомендуется в байпас с циркуляционным насосом устанавливать фильтр грубой очистки, который обычно стоит после водомера.

Металлическая сетка фильтра не пропускает твердые частички (ржавчину, грязь), которые могут повредить внутреннюю поверхность шаровых кранов и обратного клапана. Накопительный резервуар фильтра всегда можно очистить от скопившейся грязи.

Механический фильтр устанавливается в таких случаях:

  1. В системе циркулирует жесткая вода (большое количество органических примесей и минеральных солей).Нагрев такой воды вызывает активное выпадение в осадок солей кальция и магния, что можно наблюдать на стенках чайников и кастрюль. Во многих населенных пунктах в водопроводе именно такая вода.
  2. Отопительная система работала без проведения профилактических работ 5-10 и более лет.
  3. Если вы используете циркуляционный насос известного бренда, который стоит немалых денег.

Фильтр грубой очистки монтируется в горизонтальном положении, поэтому выпускной кран должен быть установлен ближе к главной линии трубопровода, и фильтр устанавливается после него на горизонтальном отрезке трубы.

Не знаете как выбрать биметаллические радиаторы отопления?

Можем посоветовать вам обратить внимание на радиаторы компании Рифар серии монолит, подробнее по адресу: http://obogreem.net/otopitel-ny-e-pribory/radiatory/radiatory-rifar.html.

Или присмотритесь к стальным панельным радиаторам Kermi, сделанными по запатентованной технологии. По своим характеристикам они сопоставимы с биметаллическими.

Автоматический байпас

Чтобы автоматизировать регулировку температуры в комнатах, шаровые краны заменяются терморегуляторами, при этом стандартная схема монтажа байпаса сохраняется. Чтобы более точно можно было регулировать циркуляцию теплоносителя в отопительной системе, в центре байпаса врезается регулировочный кран шарового типа.

Также автоматизация отключения подачи воды при возникновении аварии возможна подключением к циркуляционному насосу управляющего термореле.

С термореле можно поддерживать температуру в отопительной системе в заданных пределах, а при превышении этой нормы автоматически отключать подачу теплоносителя.

Для того, чтобы обеспечить переключение системы отопления с принудительного режима циркуляции теплоносителя на режим естественной циркуляции, также в байпас устанавливаются электрические запорные краны, которые при отключения электричества и, соответственно, циркуляционного насоса перекрывают байпас и теплоноситель начинает двигаться по системе только благодаря законам физики.

Для такого решения необходимо, чтобы трубы отопления были проложены с требуемым уклоном – 2° на 5 погонных метров.

Практический пример работы байпаса:

в радиаторе отопления остывающая вода сжимается (ее объем уменьшается), и начинает перемещаться вниз.

В это же время в байпасе вода горячее, поэтому он не мешает течению воды по принципу естественной циркуляции.

Для этого обводная труба в байпасе должна быть немного меньшего диаметра, чем отрезок основной трубы системы отопления.

По сути, байпас — это страховка от неожиданностей в виде протечек крана или отключении циркуляционного насоса, появления засоров или воздушных пробок.

Большая роль в автоматической системе отводится циркуляционному насосу с программным управлением – электронная система включает подачу теплой воды только тогда, когда она необходима. При этом включается в систему байпас.

Также программное обеспечение позволяет организовать работу системы отопления таким образом, что в ваше отсутствие принудительная циркуляция теплоносителя не работает, а включается только перед вашим приездом домой.

Преимущества использования байпаса в том, что обогрев помещений и подача горячей воды происходит при помощи одного прибора, а заранее запрограммированная работа ГВС снижает потребление электричества или газа.

Автоматический байпас, использующийся в системе отопления, будет стоить немного дороже, но эта дороговизна – одноразовые затраты, которые окупаются за один отопительный сезон.

obogreem.net

Схема и устройство байпаса, особенности установки

Кондиционирование

02.09.2018

1.8 тыс.

1.2 тыс.

7 мин.

С помощью байпаса в системе газопровода и отопления частного дома устанавливают все основные элементы. Эта простая конструкция может облегчить ремонт и профилактическое обслуживание подключаемых к основной магистрали коммуникационных устройств, а также увеличивает экономичность и эффективность отопительной системы. Этот элемент в виде куска трубы позволяет решать различные задачи и поэтому является немаловажной частью любой схемы.

Байпасный обвод — это труба, служащая для прохождения теплового носителя в обход конкретного участка системы отопления или параллельно ей.

Как правило, в этом месте находится какое-то коммуникационное устройство. Один конец обходящей трубы в системе отопления подсоединяют к подходящему патрубку, другой — к выводящему.

Между обводной трубой и входным патрубком огибаемого устройства необходимо врезать запорную арматуру. Она дает возможность полностью направить поток теплового носителя по альтернативному трубопроводу или отрегулировать объем поступающей воды.

Чтобы появилась возможность полностью отключить оборудование, запорную арматуру устанавливают и на отводящей трубе — между байпасом и выходным отверстием устройства.

Байпас нужен в системе отопления. Установка этого устройства дает множество преимуществ:

  • облегчается обслуживание отопительной системы;
  • при значительном количестве батарей повышается общее КПД и снижаются расходы энергии;
  • решается проблема с завоздушиванием труб и радиаторов по причине их разгерметизации;
  • можно пользоваться оборудованием даже в аварийных ситуациях.

КАК СДЕЛАТЬ БАЙПАС ИЗ ПРОПИЛЕНОВОЙ ТРУБЫ

Запорную арматуру необходимо монтировать не только на входящем и выходящем патрубке, но и непосредственно на байпасе в системе водоснабжения. С учетом типа применяемого оборудования отличают несколько разновидностей обводных труб:

  • автоматические;
  • с механическим управлением;
  • нерегулируемые.

Все виды байпасов имеют определенные особенности использования и конструкцию.

Неуправляемая установка байпаса в системе отопления представляет собой простую обводную трубу без дополнительных устройств. Просвет трубопровода все время открыт, и поток воды происходит в неуправляемом режиме. Эти байпасы чаще всего используются во время подключения батарей.

Во время проектирования отопительной системы необходимо учесть, что теплоноситель будет проходить с минимальным гидравлическим сопротивлением. Потому проходное сечение нерегулируемой обводной трубы, которая установлена вертикально, обязано быть меньше, в отличие от диаметра главной магистрали. В противном случае под воздействием силы тяжести тепловой носитель начнет уходить в находящийся ближе байпас.

Горизонтальная схема работает по другим принципам. Горячий теплоноситель стремится кверху, поскольку у него меньшая удельная плотность. Потому байпас при нижней разводке, как правило, устанавливают равным по сечению с главной трубой магистрали, а выходящий к батарее патрубок — меньшим.

Уменьшенное сечение входящей трубы батареи повышает напор теплоносителя, это способствует равномерной циркуляции жидкости по контуру.

Обводная труба с шаровым краном называется ручным байпасом. Этот кран является идеальным для обходного маршрута теплоносителя, так как в открытом положении он не снижает внутренний диаметр труб.

Соответственно, не создает сопротивление для протекающей воды. Использование запорного механизма дает возможность контролировать объем жидкости, которая проходит через обход. В случае если кран закрыть, то весь поток теплового носителя пойдет по главной магистрали.

Необходимо не забывать, что у рабочих элементов этих кранов существует свойство прикипать, если долго не пользоваться оборудованием. Потому кран необходимо регулярно проворачивать, даже если это не нужно.

Сфера использования ручных байпасов в системе обогрева — обвязка циркуляционных насосов и подсоединение батарей в однотрубном контуре.

Байпас где нужно ставить,а где нет.

Используется этот байпас для циркуляционного насоса. Электрический насос монтируется в систему для повышения скорости передвижения воды, это снижает тепловые потери, обеспечивает равномерный обогрев помещений, повышает общее КПД.

Направление потока теплоносителя в автоматической насосной обвязке производится без участия человека. Во время работы насоса вода проходит через него, а байпас закрывается.

В случае если насос останавливается, в результате выхода из строя или отключения электричества, то вода начинает проходить через байпас. Крыльчатка устройства ограничивает либо закрывает передвижение теплоносителя.

Автоматические байпасы могут быть нескольких типов:

В последнем случае в обводную трубу устанавливают обратный клапан, создающий минимальное сопротивление и почти не препятствующий передвижению воды в самотечном режиме.

Во время включения насоса скорость потока повышается. Тепловой носитель из выходящей трубы проходит в магистраль и передвигается по обоим направлениям. Затем он проходит беспрепятственно по контуру, а во время передвижения назад упирается в обратный клапан.

Так как давление у выходящего патрубка больше в отличие от входящего, шарик прижимается к седлу и закрывает просвет трубопровода. К минусам клапанного байпаса относится чувствительность к качеству воды. При попадании грязи это приводит к его поломке.

Инжекционный байпас работает по принципу гидроэлеватора. В магистраль большого сечения подключается насос с меньшим диаметром на выходе в трубопровод. Во время включения насоса часть потока попадает в диффузор входящего патрубка, проходит через это устройство, получая ускорение.

Выходящий патрубок имеет маленькое сужение, представляющее сопло, через которое теплоноситель под напором попадает в магистраль с высокой скоростью. Сзади среза входящего патрубка создается разряжение. Благодаря этому затягивается вода из байпаса. Так весь поток с ускорением проходит далее по магистрали. Это направленное движение воды не допускает появление обратного потока.

Главное предназначение байпаса — сохранить и правильно направить циркуляцию теплоносителя в отопительной системе при замене насоса или отключении электроэнергии.

Любое устройство, которое подключено с помощью байпаса, можно снять с основной магистрали обычным закрытием входящего и выходящего крана. После этой процедуры весь поток воды начнет проходить по обходной трубе.

Устройство, которое отключено от магистрали, можно легко отремонтировать или произвести необходимое обслуживание. Причем не потребуется отключать всю систему или сливать полностью воду.

В системе частного отопления обходные трубы используют в таких случаях:

  • обвязка гидравлического насоса;
  • врезка батарей в однотрубную систему;
  • создание малого циркуляционного контура во время установки твердотопливного котла;
  • подсоединение коллектора во время обустройства теплых полов.

С учетом места использования подключение байпаса своими руками имеет определенные особенности.

Подсоединение батарей с помощью байпаса производят лишь в однотрубной схеме подключения. Для коллекторной и двухтрубной разводки врезка обходных труб не имеет смысла. Радиаторы в этом случае подсоединены параллельно и к каждому подходит теплоноситель одинаковой температуры из основной магистрали. Поломка одного из контуров отопления при установке запорной арматуры, не повлияет на работу всей системы.

При однотрубной схеме в результате последовательного подсоединения батарей вода охлаждается с учетом прохождения по контуру. Чем больше теплоотдача радиатора, тем холодней будет теплоноситель на выходе.

Если в однотрубной схеме не находятся байпасы, то первая батарея заберет наибольшее количество тепла, а к последней пойдет уже холодная вода.

Подсоединять насос с помощью байпаса есть смысл лишь в системе, которая приспособлена под самотечное передвижение теплоносителя.

Должен быть монтирован коллектор, выполнены все требуемые уклоны и установлен трубопровод необходимого сечения. Насос в этой системе требуется для улучшения эффективности работы.

Если же отопительная система изначально задумывалась как принудительная, то во время отключения электроэнергии или выхода из строя насоса она не будет работать в любом случае. Вода не сможет циркулировать без перегоняющего оборудования. Потому при этой схеме разводки насос монтируют без байпаса — непосредственно на линии магистрали.

Основная особенность подсоединения насоса с помощью обвода — это возможность возникновения противотока в байпасе и появления замкнутого круга прохождения жидкости по контуру насос-байпас. Поэтому в обводном патрубке обязана находиться запорная арматура — обратный клапан.

Во время работы насоса это оборудование закрывает просвет трубы с байпасом. Если насос перестает работать, то обратный клапан открывается и начинается естественное передвижение жидкости.

Установка Циркуляционного Насоса. Сварка Байпаса. Своими Руками. DIY

Обводная труба во время организации теплых полов считается одним из элементов смесительного узла. Потому она устанавливается постоянно, и без нее обогрев пола не сможет нормально работать.

Жидкость в основной магистрали может доходить до 85 °C, а в контуре водяного пола — не более 50 °C. Для подготовки теплового носителя применяется смеситель с трехходовым клапаном, пропускающим только требуемый объем горячей воды.

Другой поток поступает в байпас, перемешивается с выходящей холодной жидкостью из коллектора и направляется далее по основному трубопроводу к котлу.

Монтаж байпасов различных видов в отопительную систему имеет определенные особенности. Во время подключения батарей отопления:

  • запрещается устанавливать кран на байпас в многоэтажных домах;
  • перемычку необходимо ставить максимально близко к батарее;
  • сечение обходной трубы подбирается на размер меньше трубопровода главной магистрали.

Установку байпаса на батареи можно производить как при обустройстве новой отопительной системы, так и во время модернизации уже находящейся. Для этого нужно подготовить патрубки необходимого сечения, запорную арматуру и 2 тройника.

На входящем патрубке можно установить один из нескольких вариантов оборудования:

  • комбинация автоматического терморегулятора и шарового крана — при этом объем жидкости, которая подходит к батареям, регулируется автоматически;
  • вентиль — устанавливается для ручной корректировки количества теплоносителя;
  • шаровой кран — не создает гидравлического сопротивления и дает возможность полностью пропускать проходящий объем жидкости.

На выходящий патрубок монтируется запорный или шаровой кран. Все части соединяются друг с другом с помощью сварки либо резьбы. Необходимо обеспечить герметичность соединений, после монтажа выполнить пробный пуск и устранить протечки.

Во время подсоединения насоса, как правило, байпас является частью главной магистрали. Так как он обеспечивает прохождение воды в естественном режиме, то запрещается сужать его внутреннее сечение.

Для установки удобней всего купить готовый насосный узел требуемой конфигурации. Это позволит правильно расположить все элементы и обеспечит надежность стыков.

Довольно простое инженерное устройство — байпас — дает возможность сделать отопительную систему более эффективной и добиться необходимого теплового режима в доме или квартире. Выход из строя отдельных частей основной магистрали или отключение электроэнергии не доставит значительных проблем. Горячая вода будет циркулировать, а в помещениях будет постоянно тепло.

Установка циркуляционного насоса GRUNDFOS в систему отопления. Монтаж байпаса

oventilyacii.ru


Смотрите также