Программа ландшафтный дизайн для детей


Рабочая программа "Ландшафтный дизайн"

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Елизаровская основная общеобразовательная школа

Мантуровского муниципального района Костромской области

Номинация:

Авторские образовательные программы:

учебные программы – программа кружка

Тема работы:

Программа кружка

«Ландшафтный дизайн»

Автор программы:

Смирнова Наталия Александровна,

учитель биологии муниципального

казённого общеобразовательного

учреждения Елизаровская основная

общеобразовательная школа

Мантуровского муниципального района

Костромской области

2014 год

Обоснование актуальности темы:

«Вся в цветное наша Земля одета, качает цветки ветерок

на лету.

Тюльпаны…Нарциссы… Гвоздики…Ромашки…

Я знойного лета без Вас и представить себя

не могу».

Проблема ландшафтного проектирования является в настоящее время актуальной.

Человек издавна преобразует природную среду. Всё это изменяет природные условия в окружающей среде. Важно научиться преобразовывать ландшафт так, чтобы он обеспечивал комфортные условия жизни человека в природе.

Озеленение пришкольного участка, придомовой территории, садового участка, благоустройство различных учреждений, дачных участков, начиная от ландшафтного проектирования и до завершения дизайна ландшафта - очень ответственный и интересный вид работы.

Многие пытаются сделать дизайн ландшафта своими силами, некоторые за деньги нанимают дизайнеров. У наших детей есть возможность получить знания по оформлению участков, посещая в школе бесплатно кружок «Ландшафтный дизайн». На занятиях его можно научиться выполнять эксклюзивный ландшафтный дизайн любого участка, на котором очень гармонично смогут соседствовать элементы озеленения или благоустройства.

Дети - юные ландшафтные дизайнеры очень любят использовать свой творческий потенциал, фантазию, осуществляя озеленение, благоустройство новых, совершенно пустых участков.

Ландшафт – это:

-устройство газона, где очень важно осуществить правильную планировку, подготовку земли и подобрать необходимые травосмеси для каждого участка.

- посадка деревьев и кустарников, при которых важно учитывать основной принцип – грамотное сочетание различных пород деревьев, кустарников и тот факт, что они растут и со временем занимают гораздо большее пространство на участке, чем в период их посадки. Дети научатся выбирать необходимый посадочный материал, грамотно разместить его на участке.

-создание цветников, которым будет уделено большое внимание, ведь они смогут радовать всех в течение всего лета. Дети узнают о биологических особенностях цветов, используемых на клумбах, альпийских горках, рабатках…

-устройство альпинариев, где если заранее продумать место будущего альпинария и правильно подобрать растения, то альпинарий может стать главной достопримечательностью участка.

– устройство декоративных водоёмов, фонтанов;

- строительство малых архитектурных форм;

-устройство живой изгороди.

В каком мире мы будем жить - зависит только от нас.

Приоритетным направлением работы школы считаю воспитание экологической культуры подрастающего поколения.

Роль природы в развитии личностных качеств выражается в воспитании доброты, предостерегающей от бессмысленного зла и хищнического отношения к природе.

Экологическое воспитание должно опираться не только на чувства людей, но и на их знания. Любовь к природе не избавляет от необходимости познать её закономерности и правильно использовать эти знания в процессе жизни.

Человек не должен быть наблюдателем. Для ощущения своей неразрывной связи с природой он должен быть созидателем, принимать активное участие в решении экологических проблем деревни, района, области, страны.

Поэтому я поставила своей целью разработку программы кружка «Ландшафтный дизайн», которая поможет учащимся познакомиться с основными законами природы, обучит правильному проектированию участков, клумб, научит подбору растений. И надеюсь, что поможет ученикам сориентироваться в выборе профессии и даст возможность проявить себя и добиться результатов, успехов.

Пояснительная записка.

Программа кружка «Ландшафтный дизайн» рассчитана на 34 часа (1час в неделю) для учащихся 5-9 классов. (программа разновозрастного обучения и воспитания)

Трёхгодичное обучение.

Содержание программного материала соответствует возрасту.

Она включает в себя как теоретические, так и практические занятия.

Программа состоит из нескольких блоков:

1 год обучения.

1 блок: «Изучение биоразнообразия видов участков» - 18 часов.

2 блок: «Цветники и цветы» - 16 часов.

2 год обучения.

1 блок: «Альпинарий» - 16 часов.

2 блок: «Цветочный калейдоскоп» - 18 часов.

3 год обучения.

1 блок: «Ландшафтное проектирование» - 20 часов.

2 блок: «Выращивание цветочных культур» - 14 часов.

Материал кружка актуален и современен, позволяет найти объяснение важнейших норм человеческой жизни. Почему мы должны беречь природу, стараться понять её закономерности.

Свой пришкольный участок в этом году мы украсили не только большим разнообразием цветочно-декоративных растений, но и новыми элементами ландшафтного дизайна, что воспитывает экологическую культуру у учащихся и оказывает эстетическое воспитание молодежи, придавая двору неповторимый колорит.

Красивый, ухоженный участок воспитывает в школьниках эстетические чувства, любовь к родному краю. Это место, где учащиеся приобретают основы экологических знаний, развивает чувство красоты. Теперь они заботливо относятся к территории школы, сами выращивают рассаду, пропалывают клумбы, снабжают растения водой.

Нам удалось сделать территорию яркой, красивой, что создает положительный настрой для учащихся, учителей, жителей микрорайона. Школа является «зеленым оазисом».

Включая каждый год новые элементы ландшафтного дизайна в пришкольную территорию, расширяя цветочно-декоративный отдел и обогащая видовой состав растений, повышается уровень культуры не только учащихся школы, но и жителей поселения.

Красивое, яркое цветочное оформление школьного двора способствует проявлению и развитию творческих способностей детей:

В ходе проекта формируются знания по ландшафтному дизайну растений, формируется экологическая культура подростков.

В результате научно-исследовательской деятельности у ребят наблюдается не только развитие мыслительной деятельности, но и приобретается уверенность в себе.

Благоустройство и озеленение пришкольного участка играет важную санитарно-гигиеническую и учебно-воспитательную роль. Идея программы заключается в создании на пришкольной территории ухоженного, эстетически правильно оформленного с элементами ландшафтного дизайна участка, с последующим использованием данной территории для учебной, опытнической, исследовательской и экологической деятельности.

Цель программы: повышение уровня экологических и природоохранных знаний,

нацеливание на участие в решении современных

экологических проблем.

Задачи:

  • Выявить экологические проблемы своей деревни, района, области;

  • Познакомиться с элементами ландшафтного дизайна;

  • Научиться создавать проекты озеленения территорий;

  • Познакомиться с многообразием растений, их биологическими особенностями;

  • Раскрывать эстетическое, практическое, оздоровительное, познавательное значение природы для людей;

  • Развивать и совершенствовать психологические качества личности: (любознательность, инициативность, трудолюбие, волю, самостоятельность в приобретении знаний, уверенность в себя);

  • Формировать экологическую культуру учащихся;

  • Воспитывать бережное отношение к богатствам природы;

  • Воспитывать навыки правильного поведения в природной среде, преодоление потребительского подхода к природе;

  • Развивать умения анализировать, обобщать, соотносить результаты личных наблюдений;

  • Расширять кругозор учащихся;

  • Выявление наиболее одарённых учащихся и развитие их творческих способностей;

  • Научиться использовать приобретённые знания и умения в жизни.

Требования к знаниям, умениям, навыкам

к концу 1 года обучения:

К концу года учащиеся должны:

Знать:

- экологическую обстановку в деревне, районе, области;

- строение почвы;

- разновидности цветов, особенности их строения и размножения;

-виды посадок и их планирование;

-структуру и форму клумб;

-цветовую гамму цветников и клумб

Уметь:

- владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности;

- разрабатывать проекты озеленения, благоустройства школьного двора, жилого

дома;

-определять разновидности цветов;

- представлять результаты работы в виде планов, проектов, презентаций,

фотоальбомов;

- ухаживать за комнатными и культурными растениями;

- работать с приборами для изучения объектов;

- составлять эколого-биологические характеристики растений, животных,

отражающие все их свойства и особенности.

Требования к знаниям, умениям, навыкам

к концу 2 года обучения:

К концу года учащиеся должны:

Знать:

- экологическую обстановку в деревне, районе, области;

- цветовую гамму цветочно-декоративных культур;

- стили альпинария;

- технологию проектирования альпийской горки;

- биологические особенности луковичных культур;

- агротехнику выращивания однолетних, двулетних, многолетних цветочно-декоративных

культур;

- способы защиты растений от вредителей и болезней

Уметь:

- владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности;

- разрабатывать проекты озеленения, благоустройства школьного двора, жилого

дома;

- определять цветочные культуры по внешнему виду, семенам;

- создавать цветочные композиции;

- выращивать цветочные культуры через рассаду;

- представлять результаты работы в виде планов, проектов, презентаций,

фотоальбомов;

- ухаживать за комнатными и культурными растениями;

- правильно составлять проекты и готовить защиту их.

Требования к знаниям, умениям, навыкам

к концу 3 года обучения:

К концу года учащиеся должны:

Знать:

- экологическую обстановку в деревне, районе, области;

- разновидности зон участков;

- элементы ландшафтной архитектуры;

- способы создания комбинированной почвы;

- технологию изготовления изгороди;

- технологию изготовления декоративного пруда;

- правила посева семян в грунт, ящики;

- технологию выращивания плетистых роз;

- способы и правила внесения удобрений

Уметь:

- владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности;

- разрабатывать проекты озеленения, благоустройства школьного двора, жилого

дома;

- составлять план территории участка;

- изготавливать клумбы из ивы, камней;

- определять цветочно-декоративные культуры по семенам, корням;

- размножать культуры семенами, вегетативно;

- представлять результаты работы в виде планов, проектов, презентаций,

фотоальбомов;

- ухаживать за цветочно-декоративными культурами;

- проводить прополку растений.

Прогнозирование ожидаемых результатов:

1.Получение экологических и природоохранных знаний.

2.Формируются навыки научно-исследовательской работы.

3.Учащиеся овладевают навыками поведения в окружающей природной среде и простейшими способами самостоятельного постижения природных закономерностей.

4.Составленные учащимися проекты, активизируют их умственную и творческую деятельность.

5.Развивают познавательный интерес к изучению биологических вопросов.

6.Учащиеся самостоятельно составляют ассортимент растений для объекта озеленения с учётом природно-климатических условий, сравнивают, соотносят результаты.

7.Учащиеся самостоятельно проводят прививку, черенкование растений, применяя правила агротехники растений.

8.Принимают активное участие во всех экологических акциях и мероприятиях, пропагандируют бережное отношение к природе.

9.Члены кружка примут участие в различных экологических, краеведческих конкурсах, акциях, выставках, викторинах.

10.Члены кружка примут участие в областном конкурсе по профессиям агропромышленного комплекса и лесного хозяйства Костромской области в номинации «Юный цветовод с основами ландшафтного дизайна».

11. Ежегодно участвовать в областном конкурсе Юннат»

12.Охрана и защита окружающей среды.

Учебно-тематический план.

1 год обучения

1 блок: «Изучение биоразнообразия видов участков» - 18 часов.

Введение.

Ландшафт.

1

Знакомство с целями, задачами и содержанием кружка

2.

Экскурсия на пришкольный участок. Сбор растений для гербария.

1

Учиться определять культурные растения, классифицировать их по группам

3.

Осеннее обследование пришкольного учебно-опытного участка.

Композиционные элементы ландшафтного дизайна участка.

1

Узнать об основных композиционных элементах ландшафтного дизайна

4.

Гербаризация растений.

1

Учиться правильно делать гербарии растений

5.

Работа с определителями. Определение растений родного края.

1

определять растения по описанию и внешнему виду

6.

Экскурсия на пришкольную территорию. Как определить состав почвы.

3

Учиться определять состав почвы

7.

Что даёт вскапывание почвы.

Практическая работа. Виды обработки почвы.

3

Узнать значение копки почвы; познакомиться с разными видами обработки почвы

8.

Виды удобрений.

Из чего готовят компост. Практическая работа.

2

Познакомиться с видами удобрений;

Учиться закладке компостной ямы

9.

Правильный полив растений.

1

Учиться правильному поливу растений

10.

Праздник Урожая.

Выставка поделок, композиций из природного материала, овощей и фруктов, цветов.

1

Учить понимать традиции своего края,

Учиться составлению композиций

11.

Составление проектов «Мой цветок», «Моё дерево». Презентация проектов.

2

Узнать о правилах составления проектов, учиться защищать

проекты

12.

Праздник цветов.

1

Обобщить знания о значении цветов; учить бережно относиться к растениям

Итого:

18 ч.

2 блок: «Цветники и цветы» - 16 часов.

Создание проектов «Моя клумба».

Защита проектов «Моя клумба» в виде презентаций.

2

Учить правильному составлению проектов и защите их

Итого:

16 ч.

Итого: 34 часа

2 год обучения.

1 блок: «Альпинарий» - 16 часов.

Альпийская горка. Виды и формы альпийских элементов.

Растения для альпинария.

4

Познакомиться с технологией проектирования альпийской горки, определение растений для неё

5.

Приподнятая клумба.

2

Познакомиться с технологией проектирования приподнятой клумбы

6.

Мини-альпинарий. Растения для него.

2

Познакомиться с технологией проектирования мини-альпинария, учиться подбору растений для него

7.

Луковичные растения. Как правильно ухаживать.

1

Познакомиться с разнообразием луковичных растений, особенностями их выращивания

8.

Создание цветочных композиций.

1

Учиться созданию цветочных композиций

9.

Конкурс проектов.

«Создание альпийской горки».

Презентация проектов.

3

Учить правильному составлению проектов и защите их

Итого:

16 ч

2 блок: «Цветочный калейдоскоп» - 18 часов.

Царица цветов-роза, как их выращивать.

Как уберечь от морозов.

1

Познакомиться с агротехникой выращивания роз

11.

Как выращивать астры, циннии?

1

Познакомиться с агротехникой выращивания астр, цинний

12.

Как вырастить бархатцы, флоксы?

1

Познакомиться с агротехникой

выращивания флоксов, бархатцев

13.

Как вырастить ампельную петунию?

1

Познакомиться с агротехникой выращивания ампельной петунии

14.

Лекарственные растения на клумбе.

1

Познакомиться с лекарственными растениями на клумбе

15.

Почвопокровные растения. Очиток, мох декоративный…

1

Познакомиться с агротехникой выращивания почвопокровных растений

16.

Защита растений от вредителей и болезней.

1

Узнать о мерах защиты растений от вредителей и болезней

17.

Конкурс проектов « Цветущая клумба».

Презентация проектов.

2

Учить правильному составлению проектов и защите их

Итого:

18 ч.

Итого:34 часа

3 год обучения.

1блок: «Ландшафтное проектирование» - 20 часов.

Познакомиться с элементами фитодизайна

6.

Рокарий.

2

Познакомиться с технологией проектирования рокария

7.

Цветочно-декоративные растения, используемые в вертикальном озеленении.

1

Изучение цветочно-декоративных растений, используемых в вертикальном озеленении

8.

Изготовление изгороди из ивовых прутьев.

4

Познакомиться со способами плетения изгороди из прутьев ивы

9.

Плетёные клумбы.

2

Научиться технологии плетения клумб из ивы

10.

Клумбы из камней.

2

Научиться технологии изготовления клумб из камней

11.

Декоративный пруд.

2

Познакомиться с технологией создания искусственного пруда

12.

Ландшафтный проект реконструкции школьного двора. Защита проектов.

1

Разработать индивидуальный стиль школьного двора, узнать о

критериях подбора растений для его озеленения

Итого:

20 ч.

2 блок: «Выращивание цветочных культур» - 14 часов.

Выращивание цветочных культур.

Посадочный материал.

1

Познакомиться с посадочным материалом

2.

Сроки и правила посева семян в грунт.

1

Определять сроки и соблюдать правила посева семян в грунт

3.

Посев семян в ящики.

1

Познакомиться с правилами посева семян в ящики

4.

Пикировка.

1

Научиться пикировке растений

5.

Высадка рассады.

1

Научиться правилам высадки рассады в грунт

6.

Способы внесения удобрений после посадки в грунт.

1

Познакомиться со способами внесения удобрений после посадки в грунт

7.

Пересадка растений.

1

Научиться правильной пересадке растений

8.

Выращивание экзотических растений.

1

Познакомиться с особенностями выращивания экзотических растений

9.

Семенное размножение растений.

1

Познакомиться с семенным размножением растений

10.

Вегетативное размножение растений.

1

Познакомиться с вегетативным размножением растений

11.

Садовый инвентарь.

1

Определить садовый инвентарь, место для его хранения

12.

Выращивание плетистых роз.

Утепление цветочных культур.

1

Познакомиться с агротехникой выращивания плетистых роз

13.

Посадка деревьев, кустарников

1

познакомиться с правилами посадки деревьев, кустарников

14.

Ландшафтный проект реконструкции школьного двора, посвящённый 85-летию Мантуровского муниципального района Костромской области. Защита проектов.

1

Разработать индивидуальный стиль школьного двора, узнать о

критериях подбора растений для его озеленения

Итого:

14 ч.

Итого: 34 часа.

Результаты апробации:

В нашей деревне экологическая ситуация чуть лучше, чем в городе.

Старые дома пришли в негодность, и удручают внешний облик деревни. Свалки люди располагают повсюду. Чтобы улучшить экологическую обстановку, обеспечить экологически устойчивое и эффективное развитие территорий, члены кружка «Ландшафтный дизайн» озеленяют и благоустраивают не только пришкольный двор, учебно-опытный участок, но и территорию деревни.

За последние 5 лет мы изменили внешний облик школы, разбив вокруг неё множество красивых клумб. Ребята провели исследования почвы около школы, подобрали растения для озеленения территории школы.

Для выращивания цветочно-декоративных культур учли многое: состав почвы, качество семян, подкормку, время созревания, эстетическую выразительность.

Наш учебно-опытный участок на протяжении последних лет занимает призовые места не только в районе, но и в области.

Ученики вместе с родителями стараются благоустроить территорию около своего жилья. Ребята занимаются не только научной деятельностью, но и выходят на общение с местным населением с определённой тематикой по защите окружающей среды и пропаганде здорового образа жизни. Они систематически проводят рейды по деревне, определяя её экологическое состояние.

Мы не просто хотим, чтобы наши деревни были красивыми, но и стараемся всё для этого делать. Выходя на субботники, трудовые десанты, проводя и участвуя в различных конкурсах, походах, акциях, разрабатывая и реализуя свои проекты – это ли не охрана окружающей среды? Приятно, когда на неухоженных улицах деревни, во дворах и огородах подшефных ветеранов появляются островки чистоты и уюта, красивые клумбы и яркие цветы радуют всех.

Для подрастающего поколения очень важно усвоить и принять смысл своего единения с природой.

Нет лучшего воспитателя и лучшего врачевателя, чем сама ПРИРОДА.

Всё многообразие видов растений, животных оказывают влияние на жизнь каждого отдельного человека, его благополучие и здоровье.

Мы будем продолжать составлять проекты по озеленению территории школы, села и внедрять их в жизнь и призываем других поддержать нас! Вместе мы продлим жизнь на нашей планете на долгие годы, сделаем нашу планету красивой, яркой, нарядной.

Красивое платье начинается с выкройки, а красивый участок – с эскиза, нарисованного на листке бумаги. В школе был объявлен конкурс эскизов пришкольного участка, которые школьники разрабатывали с учетом освещенности территории, состава почв, видового разнообразия цветочно-декоративных растений и в этом процессе принимали участие родители. Обсудив эскизы на заседании ученического самоуправления, отобрали лучшие, которые содержали новые элементы ландшафтного дизайна - рокарий и бордюр. Учащиеся в рамках практики произвели закладку с последующим оформлением рокария и бордюра по всем правилам.

Наша школа со всех сторон окружена деревьями, которые защищают её от пыли и ветра. Некоторым соснам более 100 лет. В их тени можно спрятаться от палящего солнца в жаркую летнюю погоду или укрыться от дождя, который застал врасплох. Здесь мы оформили декоративный пруд, изготовили изгородь из ивовых веток. У наших выпускников существует традиция - посадить на память аллею выпускников. Дети учатся ухаживать за растениями, ставить различные опыты, наблюдать за птицами, подкармливать их в зимнее время, вести фенологические наблюдения, слушать звуки природы, различать лекарственные растения, воспитывать в себе экологическую культуру, так как здесь произрастают некоторые исчезающие виды растений.

В течение лета и осени ребята делают фотографии, гербарии, выполняют различные поделки из цветов, природного материала и участвуют в различного уровня конкурсах: «Юннат», «Дары осени».

Ребята используют территорию пришкольного участка для научно-исследовательских работ.

В прошлом году при изучении потребности растений в азоте была использована экспресс методика.

Используя данную методику, мы установили содержание в почве соединений азота и определили потребность в них растений на пришкольном участке, в своем огороде и комнатных растений в классе. По результатам работы оказалось, что почти все клумбы на нашем пришкольном участке нуждаются в азотных удобрениях и в этом году свою работу на пришкольном участке мы начнём с внесения удобрений в почву.

В этом году мы изучали кислотность почв, используя методику определения гидролитической кислотности почв. Эта работа интересна тем, что при исследовании используется метод титрования, чего даже старшеклассники не делают на уроках химии. Кроме химического исследования было проведено биологическое с помощью растений индикаторов, по которым наши химические результаты подтвердились. Гербарий растений-индикаторов украсил отчет по научно-исследовательской работе. На всех наших клумбах почвы оказались кислыми и рассчитанное по специальной формуле количество извести было внесено в почвы. Работа проделана не зря и наши растения будут чувствовать себя комфортно.

Бордюр – это цветник, который представляет собой сравнительно узкую полоску из цветов, шириной 40 см, которая великолепно смотрится из различных культур.

Рокарий – это цветник, который разбивают на ровной горизонтальной поверхности, в котором главными элементами являются не только растения, но и камни.

« И камень оживет – его лишь обними, его лишь обними – зелеными руками!» У нас выполнено множество клумб с использованием камней различных размеров.

Ежегодно члены кружка «Ландшафтный дизайн» участвуют в областном конкурсе по профессиям АПК. В номинации «Юный цветовод с основами ландшафтного дизайна» ученица нашей школы Кешокова Виктория занимает в области второй год подряд 2 место.

Члены кружка принимают участие в различных экологических конкурсах: «Зелёная планета», «Зеркало природы», заочном конкурсе «Зелёный мир», «Юные исследователи окружающей среды».

В январе-месяце этого года прошёл конкурс проектов цветников, посвящённый 85-летию Мантуровского муниципального района, где ребята и взрослые составляли проекты оформления клумб.

Весной запланирована акция «Посадим деревья к юбилею родного края».

На своих занятиях ученики создают буклеты с элементами ландшафтного проектирования клумб.

Благоустройство и озеленение любого участка играет важную роль в жизни каждого человека. Наша жизнь должна быть яркой, красивой, живописной и приобщиться к этому должны ученики школы, родители, учителя, местные жители..

Ребята предложили весной провести конкурс среди жителей своего поселения на лучший цветник к юбилею района. Будем надеяться, что каждый проявит творчество, фантазию и созданные цветники сделают наш край ещё красивее, наряднее!

Список литературы.

1.Р.М.Евдокимова «Внеклассная работа по биологии», 2011 г.

2.М.И.Торопова «Природа Костромской области и её охрана», 2008 г.

3.В.В.Балабанова. «Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни»,

2010 г.

4.М.В.Высоцкая «Проектная деятельность учащихся. Биология. Экология», 2011 г.

5.Е.Астахова, Т.Крупа, М.Череватенко «Ландшафтный дизайн», 2007 г.

6.А.В.Юрченко «Цветы у Вашего дома», 2006 г.

7.Октябрина Ганичкина, Александр Ганичкин «Всё о саде и огороде. 500 самых важных вопросов и полных ответов», 2008 г.

8.Н.М.Кислова «Скоростное плетение из лозы», 2012 г.

9.Детская энциклопедия «Я познаю мир. Растения. Животные».

10. Рой Маккалистер «Всё о растениях в легендах и мифах», 2010 г.

infourok.ru

Рабочая программа по ландшафтному дизайну. Учитель Нагорная И.Ю.

Автор: edu1

Рабочие программы - рабочие программы

Пояснительная записка

к программе «Ландшафтный дизайн»

Современные экономические условия требуют от коррекционной школы создания новых направлений трудового обучения, имеющих конечной целью трудоустройство выпускников на определенное рабочее место.

В настоящее время в специальных коррекционных школах VIII вида создаются 10 – 12 классы с углубленной трудовой подготовкой.

Главная цель обучения и воспитания – это подготовка к самостоятельной жизни через трудовую и социальную адаптацию.

Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:

  • Развитие у обучающихся способности ориентироваться в производственном задании, планировать последовательность действий.
  • Выработка самостоятельных трудовых умений и навыков, необходимых для выполнения функций рабочего зеленого хозяйства.
  • Формирование необходимых коммуникативных навыков.
  • Формирование у обучающихся положительного отношения к трудовой деятельности на предприятии, становление и закрепление социальных мотивов трудовой деятельности.
  • Формирование устойчивой целенаправленности, дисциплинированности и ответственного отношения к выполнению своих обязанностей на рабочем месте.

Программа рассчитана на подготовку обучающихся коррекционной школы VIII вида к ручному труду на цветоводческом предприятии или в муниципальном озеленительном хозяйстве.

Для организации обучения школа располагает территорией для разбивки цветников, посадки деревьев и кустарников, имеет две теплицы и инвентарное помещение.

Программа «Ландшафтный дизайн» основывается на теоретических и практических знаниях и умениях, полученных в процессе обучения в 10-11 классах, и является конечным практическим этапом для выпускников, выходящих в самостоятельную жизнь.

Программа содержит темы по цветочно-декоративному оформлению и цветоводству. Темы опираются на такие школьные дисциплины, как математика, черчение, биология, география, труд и др.

Работа по предложенным темам благотворно сказывается на сообразительности и мелкой моторике умственно отсталых подростков.

Обучающиеся проходят производственную практику в тепличном хозяйстве или в муниципальном озеленительном хозяйстве.

В результате обучения обучающиеся:

Должны знать:

  • Основные понятия цветоводства.
  • Характеристики цветочных культур, наиболее часто используемых в цветоводстве.
  • Современные агротехнологии в цветоводстве.
  • Элементы цветочно-декоративного оформления.
  • Правила безопасной работы и санитарно-гигиенические нормы при работе на цветнике и в теплице.

Должны уметь:

  • Выращивать цветочную рассаду в теплице.
  • Пользоваться ручными орудиями.
  • Готовить почву.
  • Сажать деревья и кустарники.
  • Ухаживать за газонами.
  • Разбивать цветники и ухаживать за ними.

По курсу «Ландшафтный дизайн» проводится экзамен. Вопросы к экзамену готовит учитель, и они охватывают все основные разделы и предыдущие годы обучения.

Вопросы рассматриваются на МО и утверждаются директором школы и комитетом образования Курской области

Содержание программы

12 класс

(608 часов, 19 часов в неделю)

Цветочно-декоративное оформление.

Тема 1. Характеристика декоративно-цветочного оформления.

  • Основные понятия «ландшафтного дизайна» и «зеленого строительства». История развития основных направлений современной ландшафтной архитектуры.
  • Стили садового дизайна: русский стиль, японский сад, теневой сад, разновидность современных стилей.
  • Характеристика регулярной и ландшафтной планировки участка.
  • Дорожки, покрытия, устройство щебеночной и грунтовой дорожки.
  • Газоны, их типы, характеристика газонных трав, технология создания газонов различного типа.
  • Элементы парковой архитектуры: лестницы, пандусы, подпорные стенки, трельяжи, перголы, беседки, цветочные вазы, модули.
  • Художественная композиция и правила ее создания; законы цвета в композиции.

Практические работы:

Составление плана участка в масштабе; уборка озеленяемой территории; составление схемы дорожек, уход за ними; уход за дорожками: подкормка, стрижка, прополка сорняков.

Тема 2. Технология декоративного оформления.

  • Элементы цветочно-декоративного оформления: клумбы, рабатки, бордюры, миксбордеры, солитеры, группы, массивы, альпийская горка, водоем, вертикальное озеленение, теневой цветник.
  • Фитодизайн. Архитектоника растений, форма, фактура поверхности, графика крон, сезонные изменения, колористика. Законы растительных композиций.
  • Декоративная дендрология: деревья, кустарники, живые изгороди. Травянистые многолетники. Почвопокровные растения.

Практические работы:

Уход за цветочными растениями школы и теплицы; уход за деревьями, кустарниками; выбор цветочных культур для цветников; составление схемы художественной композиции на бумажном носителе; подготовка участка земли для разбивки цветников; высадка рассады, луковиц, многолетников в открытый грунт; ведение дневников наблюдений за ростом и развитием цветочных культур; составление проекта «Цветник школы».

Цветоводство

Тема 1. Характеристика цветочных культур.

Однолетние, двулетние и многолетние цветочные культуры.

Требования цветочных культур к свету, питанию, воде, температуре выращивания.

Практические работы:

  • Выбор цветочных культур для выращивания на пришкольном участке с учетом условий участка и выбранного элемента художественного оформления.
  • Обработка почвы: внесение удобрений, перекопка, рыхление, выравнивание поверхности.
  • Допосевная обработка семян, посев семян в рассадные ящики, уход за сеянцами, полив, пикировка, подкормка, прищипка, подкармливание.
  • Экскурсия в теплицу; экскурсия по городу.
  • Уход за цветочными культурами: полив, опрыскивание, прореживание, рыхление, обрезка, пасынкование, прищипка, подвязка, пересадка, мульчирование, окучивание, сбор семян цветочных культур.

Производственная практика.

Оборудование

1.Гербарий сорных растений, культурных растений.

2.Таблицы по цветоводству.

3. Дидактический и раздаточный материал.

4. Коллекции минеральных удобрений, полезных ископаемых, семян цветочных растений, вредителей огородов и полей.

5. Садово – огородный инвентарь.

6. Комнатные теплички.

Тематический план

«Ландшафтный дизайн»

 

Тема

Часы

всего

I

Цветочно-декоративное оформление

168

II

Цветоводство

 

1

Характеристика цветочных культур

16

III

Практические работы по ландшафтному дизайну

239

IV

Производственная практика

185

 

Итого

608

Список литературы

  1. Мирский С.Л., Журавлев Б.А., Иноземцева Л.С., КовалеваЕ.С., Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений YIII вида: Сборник 2 – М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2000

  2. Иванова И.В. Декоративное садоводство М.: АСТ, Астрель, 2003

  3. Липницкий Л.З. Ландшафтный дизайн Минск.: Харвест 2007

  4. Сорокина Н.В. Декоративное оформление пришкольного участка М.: Дрофа, 2007

  5. Тим Ньюбери Все о планировке сада М.: Кладезь-Букс, 2003

kurch-sosh8vid.ru

10 самых популярных программ для ландшафтного дизайна

  • Квартира с фиолетовым диваном для молодой семьи

    Морские пейзажи, ветви вокруг зеркала в ванной, фиолетовый диван и розовая, воздушная словно зефир детская. В этой квартире много света, воздуха и пространства для мечтаний — идеальное место для жизни у моря

  • Зимние мечты: восхитительный испанский дом с весенним настроением

    Невероятно красивый домик в Испании, оформленный в стиле деревенского кантри, покорил нас с первого взгляда. В нём столько красоты, любви к средиземноморскому климату и простой жизни!

  • Современный дизайн квартиры: 5 проектов и 84 фото

    Пять проектов дизайна квартир в современном стиле. Студии, однокомнатные и двухкомнатные квартиры разной площади с современным ремонтом. Лучшие фото и планировки

  • Сказочный ресторан с витражами в историческом здании

    В районе Каракой, в самом хипстерском квартале Стамбула, мы нашли ресторан Mitte

  • Функциональная трёшка в стиле минимализм: проект в Москве

    Серо-белая гамма в этом проекте выглядит незаурядно, интересно и вместе с тем стильно

  • Рождение легенды: оборудование для ванной, созданное вручную

    Почему нужно покупать сантехнику и мебель для ванной ручной работы? Преимущества и современные тенденции — в сегодняшней статье

  • Удобная кухня: 15 полезных и функциональных вещей

    Кухня — это центр всех событий в любом доме. И дабы сделать этот центр максимально приятным для пребывания, мы подготовили коллекцию вещиц, способных скрасить любой, даже самый серый день

  • 16 интерьеров спален с балдахинами

    Мечтаете о кровати с балдахином? Мы тоже! В этой подборке мы собрали самые яркие, необычные, сложные и очень простые варианты «обалдахинивания» вашей кровати

  • Дизайн комнаты 3 на 3 метра: 40 готовых идей дизайна

    Дизайн спальни, детской, кабинета в комнате размером три на три метра. Идеи дизайна узкой и маленькой спальни в панельке и «хрущёвке» с реальными фотографиями ремонта

  • Дизайн ванной комнаты с душевой кабиной: 50 фото

    Идеи дизайна ванной комнаты с душевой кабиной: 50 вариантов оформления интерьера небольшой ванной с душевой

  • Готовимся к дачному сезону: как ухаживать за розами

    Пусть ваша роза не занимает центральное место на планете, как у Маленького принца, но занять главенствующее место в саду сможет без труда. Мы уверены, что правильный уход и забота помогут сделать ваши розы чуть менее эфемерными

  • Система хранения вещей: 15 идей для дома

    Идеи хранения вещей в разных частях дома — в гардеробной, кладовке, обычном шкафу, на кухне и в детской, в письменном и туалетном столиках

  • 15 фото маленьких дачных домиков

    Мы собрали для вас коллекцию самых интересных проектов маленьких дачных домов. Они построены в современном стиле, скандинавском, провансе, кантри и даже лофте

  • Стиль кухни в интерьере: 5 вариантов для маленькой комнаты

    Выбираем лучший из популярных стилей для дизайна интерьера кухни в вашей квартире

  • Терраса у дома: 30 лучших проектов

    Потрясающие, очаровательные, такие летние и современные… Мы собрали для вас лучшие проекты террас для пристройки к загородному или дачному дому

  • Интерьер дачного дома: 35 идей с фото

    Идеи для интерьера дачного домика на 35 фотографиях от профессиональных дизайнеров. Необычные и оригинальные идеи в стилях шале, кантри, рустик, минимализм, скандинавском и современном

  • 20 потрясающе красивых и уютных террас к дому

    Дизайн террасы в стиле кантри, шале, средиземноморском стиле, провансе и минимализме. Лучшие идеи оформления для террасы у дома

  • Как распланировать дачный участок: беседка, баня, барбекю — реальный пример

    Как превратить придомовые строения в сердце своего садового участка и сделать уютными не только беседку и барбекю, но даже баню — расскажем на примере

  • Косметический ремонт за 8 недель: спокойный интерьер для семьи врача

    Хотите посмотреть, как можно преобразить интерьер за восемь недель, не прибегая к масштабным ремонтным работам? А узнать, какой цвет может стать отличной основой? Тогда взгляните на эту безмятежную квартиру в Нью-Йорке

  • 9 самых популярных многолетников для дачи в 2019 году

    Если вы ещё не решили, какие цветы будете сажать на участке в этом году, можете смело обращаться к многолетникам — их цветение будет радовать вас на протяжении нескольких сезонов и при этом они не потребуют ежегодных вложений. Мы отобрали для вас 9 самых модных и эффектных цветов

roomble.com

Бесплатные программы для ландшафтного дизайна на русском языке: обзор

Когда у человека появляется дача или просто участок земли перед ним встает важный вопрос, как правильно распорядится территорией. Не стоит сразу перекапывать все, строить, размечать. Лучше для начала ознакомиться с тематической литературой, попросить совета у опытных садоводов. При проектировке понадобится учесть множество разных нюансов, например, как соотнести участок со сторонами света (это нужно, чтобы корректно расположить все будущие постройки). В целом, процесс планирования – это достаточно сложный и затратный процесс.

Вам нужно будет разграничить место под строения, зону отдыха, парковку. Все это решается до того, как возводится дом. Дело в том, что уже с первых дней вам понадобится где-то спать, отдыхать, обедать. Можно для начала выстроить времянку, а впоследствии перебазировать ее в хозяйственный блок.

В общем, работы предстоит немало. Важно нигде не ошибиться и распланировать все заранее. В этом вам помогут программы для проектировки ландшафтного дизайна. На просторах интернета можно найти огромное количество уже готовых вариантов планировки, но как приятно создать и воплотить в жизнь собственный проект, основанный на своих предпочтениях и вкусах.

Сегодня существует больше сотни разнообразных ландшафтных редакторов, которые предлагают разный функционал. Бывает достаточно сложно разобраться с тем, какая программа лучше подходит. Мы вам с этим поможем.

Как выбрать

Сначала стоит определиться с уровнем вашей подготовленности. Например, если вы не особо хорошо владеете техникой и освоили только базовые знания работы на компьютере, то лучше отдать предпочтение простым домашним программам.

От вас потребуется только вбить параметры вашего земельного участка и выбрать среди готовых моделей, представленных в базе (проектов достаточно много, будет из чего выбрать).

Но, если вы настроены серьезно, вам нужно своими руками создать чертеж, макет, то вам понадобится графический редактор, обладающий обширным функционалом. К сожалению, утилиты для подробного создания моделей официально не распространяются на бесплатной основе. Для работы придется приобрести лицензионный продукт (скачать пиратскую версию), предлагаемый разработчиком.

Преимущество домашних редакторов в том, что они обладают очень простым и понятным каждому интерфейсом, распространяются бесплатно, позволяя почти каждому создать собственную планировку участка и изменять уже доступные проекты под свои нужды. Это действительно удобно, порой очень сложно понять, как будет выглядеть идея при реализации в жизни. Мы расскажем о пяти самых удобных и функциональных программах по ландшафтному дизайну.

X-Designer – планировка садового участка

Это, пожалуй, одна из наиболее простых программ по проектировке ландшафтного дизайна. Она не требует от пользователя каких-либо знаний и умений в работе. Разобраться в ней очень просто.

Программу просто скачать и установить (мы скачивали здесь), но утилиту можно без труда отыскать при помощи поисковика).

Разобраться не сложно, у обычного пользователя уйдет не больше 10-15 минут. Вначале вам понадобится просто вписать тип своего участка, указать его размеры, расставить дату и прочие параметры. Например, назовём свой участок «мой участок», выберем размеры 60х80. Далее подберите месяц, дату и время суток.

Дальше остается только полностью распланировать структуру и подобрать декорации из библиотеки (достаточно большой выбор моделей).  В качестве примера возьмем наш участок и выставим дом (размеры каждого объекта можно изменять, например, указать наклон, габариты и др.).

К дому прибавим скамеечку, чтобы удобно было отдыхать на свежем воздухе. Затем установим фонарь, как же без освещения на участке. Посадим деревья, груша будет расти рядом с домом, а береза возле скамейки. На этом закончим наш тестовый проект.

Это упрощённый план, чтобы показать вам пример. Программа обладает достаточном большим функционалом. В создании вас ограничивает  только ваша фантазия.

Во время создания проекта программа сама подсказывает дизайнеру о целесообразности монтажа определенного сооружения. Это очень полезно, особенно если говорить о деревьях и других растениях. Дело в том, что трудно узнать, каким вырастит дерево через 10-20 лет, где его правильнее высадить, чтобы оно не мешало на участке и приносило пользу.

Также есть возможность сделать фотографию готового плана и получить реальное руководство по ландшафтному озеленению собственного участка. Опираясь на результат можно выполнять все последующие работы.

Garden Planner 3

Пусть вас не пугает английское название, программа полностью переведена на русский язык и распространяется абсолютно бесплатно для любого пользователя.

Главным преимуществом этого программного обеспечения можно считать большую базу именно моделей по озеленению. Например, в библиотеке доступны клумбы, на которых растут растения разного типа. Можно регулировать озеленение с учетом особенностей климата и минимальных температур в зимнее время года. Это нужно, чтобы устранить риски гибели растений в реальной клумбе (порой дизайнеры не всегда учитывают особенность выбранных растений, и они не выживают в определенных условиях — в этом минус огромного количества готовых схем клумб).

К каждому растению приложена объемная карточка, в которой расписано как ухаживать, поливать и его характеристики. Также можно в реальном времени проследить изменение клумбы в ближайшие годы с учетом особенностей роста и развития подобранного озеленения.

Программа удобна своей простотой. Как и в X-Designer в ней очень просто разобраться (уйдет не больше 20 минут, чтобы изучить основы и вникнуть в процесс). Скачать можно при помощи поисковика (мы брали программу здесь).

После открытия понадобится выбрать – создать новый дизайн, открыть план из компьютера или редактировать шаблонный дизайн.

Новый дизайн означает, что с нуля планируете проект. Например, создадим небольшой участок размером 5х10.

Далее построим дом, такой же, как и в предыдущей программе. Расставим деревья фонарь и скамейку. Получится примерно так:

Гораздо проще изменять уже готовый план, чем создавать полностью новый. Однако, собственный дизайн поможет учесть все детали участка и ваши пожелания.

Как и в предыдущей программе здесь представлен огромный выбор объектов и инструментов для работы с участком. Все они разделены на категории, чтобы пользователю было проще отыскать нужную модель.

Инструменты нужны для создания участка. С их помощью вы сможете разметить территорию и создать нужные участки. Отличительной чертою программы является простота, ее легко освоить и она дает возможность схематично оценить планировку вашего участка.

Дальше остаётся только придумать дизайн и воплотить его в программе.

SketchUp

Функциональная утилита для создания проектов. В ней можно разрабатывать полномасштабный ландшафтный дизайн и выполнять предварительную подготовку, планировку территории.

Существует две версии программного обеспечения – бесплатная и платная. Первая подходит для домашнего пользования, позволяя пользователю воспользоваться всеми нужными функциями. Вторая нужна для коммерческих целей компаний и обычных дизайнеров.

Скачать программу проще всего через торрент клиент  или официальный сайт (вам предоставят временную бесплатную лицензию).

Одним из наиболее значимых преимуществ утилиты считается ее совместная работа с сторонними продуктами компании Google. Например, сервис позволяет обмениваться данными в автоматическом режиме с Google Earth.  Это по-настоящему удобно, ведь не нужно создавать трехмерную модель участка вручную, а можно просто взять готовую с глобуса, которая будет полностью соответствовать реальным параметрам. С таким материалом проще работать.

Однако обычному пользователю будет сложно справиться с этой программой. Она сложная, ведь позволяет детально проработать каждый элемент. SketchUp больше подходит для опытных дизайнеров, если вам нужно получить настолько детальный проект, то лучше обратиться к профессионалу.

Эта программа является своего рода русскоязычной версией Sierra (отличная программа для проектировки, но она не переведена на русский язык). Все возможности  схожи, да и методы реализации аналогичны. Программа поделена на несколько блоков, каждый из которых предназначен для решения определенной задачи. Если использовать сразу весь спектр функций, то можно получить полностью готовый проект ландшафтного дизайна для территории.

Одно из главных преимуществ утилиты в том, что интерфейс переведен на русский язык. Она распространяется бесплатно, а значит, не предлагает огромных функций и рассчитана на обычного пользователя.

Опять же, программа хороша из-за простоты. Обычному дачнику не нужны сложные и детальные планировки, да и вряд ли у него получится самостоятельно создать нечто подобное (лучше обратиться к дизайнеру).

Программа достаточно простая, поэтому с ней справится даже неопытный пользователь (хватит около 10-15 минут). При запуске открывается главный экран с готовым шаблоном участка.

Создадим новый план. В программе предоставлен большой выбор моделей и шаблонных вариантов, которые можно изменять по своему усмотрению.

Сначала нужно разметить территорию, потом устанавливать объекты на места по своему желанию.  Например, построим наш дом со скамейкой, фонарём и деревьями.

После создания двухмерного плана можно посмотреть результат в 3D. Кстати, для ухода за растениями предусмотрен целый помощник.

Наш Сад 6.0 Омега

Другая версия из серии «Наш сад». Она позволяет пользователю создавать свои проекты по планировке или оформлению участков, основываясь на цифровом фото.

Основное преимущество – возможность интеграции плана с обычными фотографиями. В программе доступна информация о 7.7 тысячах растений, доступных для работы. Также предусмотрен подбор почвы, времени цветения, зоны, сроков и другое.  С программой можно без труда создать собственный цветник, который будет непрерывно радовать глаз.

Созданную вами планировку можно будет просмотреть в 3D измерении в любое время (сохраняется). Можно указывать разное время, основываясь на котором растения будут изменяться по форме и размеру. Предоставлены большие объемы информации касательно ухода за клумбами разного типа и борьбе с вредоносными болезнями. Наш Сад 6.0 Омега может стать отличным вариантом для тех, кто жаждет создать у себя на даче уютное место, оформленное удивительными цветками и растениями.

Функционал и процесс создания объекта производится также, как и в Наш Сад Рубин 9.0.

Существуют не только компьютерные версии программного обеспечения для проектирования садового участка. Если не хочется разбираться с интерфейсом обычных утилит, то можно воспользоваться онлайн вариантами. Они очень просты в освоении (проще, чем все указанные выше), но и методы работы облегченны. Суть в том, что онлайн версии не обладают и долей тех возможностей, которые предоставляют полномасштабные программы. Но с их помощью можно получить схематический набросок планировки территории.

Какие видеоуроки выбрать?

Для тех, кто не любит осваиваться методом «тыка» — обучающие видео. Материал, приведенный ниже — это первое видео в целой серии уроков. Нельзя сказать, что это качественный обучающий материал, но в целом он более детальный и живой, чем другие уроки, представленные на Youtube, и может стать хорошим подспорьем к интуитивному освоению.

1decor.org


Смотрите также