Запальник для газового котла аогв


Чистка газового котла АОГВ-11.6-3 своими руками - личный опыт

К написанию этой публикации подвигла цепь событий, вынудивших меня опробовать свои силы в самостоятельном обслуживании газового котла. Замечу сразу – это не совсем «обмен передовым опытом», как его обычно представляют, так как некоторые изложенные факты говорят, наоборот, об исходной полной неопытности пользователя. Но, возможно, изложенная информация поможет тем, кто ознакомится с ней, избежать подобных ошибок.

Чистка газового котла АОГВ-11.6-3 своими руками

Дело в том, что при кажущемся изобилии информации в сети, пришлось столкнуться с тем, что внятных пошаговых инструкций отыскать не так уж и просто – чаще всего всё ограничивается выборочными советами на форумах. Заводское руководство по эксплуатации многие проблемы освещает достаточно сухо, и особой ясности не вносят, а некоторые важные аспекты вообще в нем практически упущены, что, в принципе, и привело к ситуации, о которой пойдет речь. Итак, чем была вызвана и как проводилась чистка газового котла АОГВ-11.6-3 своими руками.

С чего всё начиналось

В приобретенный собственный дом мы въехали в сентябре 2002 года. Система отопления была (и остается) открытого типа, но тогда она была организована по принципу естественной циркуляции. Котельная – в отдельной пристройке, оборудованной по всем имеющимся правилам. В качестве генератора тепла использовался старый чугунный котел с газовыми горелками, каких-то, как сейчас помнится, невероятно больших размеров, еще и с «самопальной» кладкой из шамотного кирпича внутри. С ним было – полное разорение: ежемесячно в наши не самые холодные зимы (Молдавия, Приднестровье) счетчик накручивал по 800 кубометров!

Одним словом, было принято решение провести замену. Остановили свой выбор на АОГВ-11.6-3-У, и из соображений невысокой стоимости, и учитывая массу хороших отзывов об этой модели от знакомых. Одновременно был установлен и циркуляционный насос. Результаты не заставили себя ждать – уже следующей зимой в доме было намного комфортнее, причем тепло распределялось равномерно по всем помещениям. А ежемесячный расход газа упал более, чем втрое! – обычно укладываемся в 220 – 270 кубометров.

Вот он – циркуляционный насос в соответствующей обвязке. За все 13 лет ни разу не пришлось переходить на естественную циркуляцию теплоносителя

К чести производителей, необходимо сразу сказать, что за прошедшие 13 лет абсолютно никаких проблем с работой этих приобретённых приборов не было. Даже в холодную зиму 2008-2009, когда шла очередная «газовая война», и давление в трубах подачи газа было снижено до критического минимума, котел вполне справился с задачей – дома было нежарко, ни и замерзание нам не грозило. Честно говоря, мне даже странно было читать на форумах, что у многих дома на таких котлах стоит постоянно подвязанной кнопка газового клапана – никаких проблем с автоматикой за все время эксплуатации просто не проявлялось.

Визиты инспекторов газового хозяйства нас в городе проводятся регулярно. Никогда особых нареканий по поводу эксплуатации оборудования не высказывалось. Единственное замечание было в позапрошлом году – заменить гофрированный участок дымохода (до врезки в коренную трубу) на изготовленный из оцинковки. Недостаток был устранен.

В этом году похолодание пришло рановато, и уже в начале октября было решено запустить котел на самую минимальную мощность. Но обнаружилась проблема – фитиль запальника не желал загораться, а если и загорался, то таким крошечным пламенем, что его еле было видно. Естественно, такой факел не обеспечивал прогрев термопары, и автоматика не срабатывала.

Похожая ситуация (но в меньших масштабах: факел загорался сразу, но был слабеньким) наблюдалась и годом ранее. Сопло запальника явно подзабилось, и в прошлом году помогло то, что я (на свой страх и риск), ухитрился через длинную изогнутую трубочку брызнуть на этот «жиклер» баллончиком с жидкостью для прочистки карбюраторов. После того как жидкость испарилась, попробовал зажечь – все заработало, и прошлой зимой в течение всего отопительного сезона больше никаких проблем не возникало.

В прошлом году удалось обойтись без разборок – сопло прочистилось от такой жидкости для карбюраторов.

Но в этом года подобная мера оказалась недостаточной – эффект получился даже обратный. Запальник вообще перестал зажигаться.

Очень не хотелось полностью снимать весь газовый узел с горелками (а я тогда еще и не знал, насколько это доступно). Попробовал, открутив трубочку подачи газа на запальник от блока магнитного клапана, продуть ее с помощью автомобильного насоса. Бесполезно. Делать нечего – пришлось думать, как снять весь блок горелок, чтобы провести механическую очистку форсунки запальника.

Котел, естественно, обвязан, система заполнена. Доступ снизу – минимальный, так как котел еще стоит и в специальном приямке. Все это поначалу очень пугало – как же провести демонтаж газового узла? Толковых советов не нашёл, но попалась на одном из форумов подсказка – этот узел вращается относительно центральной оси – входной газовой трубы.

Так как не предполагалось сколь-нибудь значительных по масштабу операций, фото на той  стадии я не делал. Показанные ниже операции проводились позднее, при повторной разборке котла. Но суть остается той же.

  • Итак, если постараться взглянуть на котел снизу (для первичного обследования «обстановки» поначалу использовал подложенное снизу зеркало) открывается примерно такая картина:

Вид на донную часть котла – фото 1

Сам блок горелок смонтирован на донной крышке. Стрелкой поз. 1 показан вход трубы подачи газа на основную горелку. Поз. 2 – это вход трубок запальника и термопары. А весь этот узел, помимо жесткости газовой трубы, удерживается на отбортовке цилиндрического кожуха котла тремя зацепами. Они расположены по краю донной пластины на вершинах правильного треугольника. Синей стрелкой показан один из них, тот, что расположен несколько левее запального окошка.

Вид на донную часть котла – фото 2

Второй зацеп – ближе к тыльной части котла слева (если стоять лицом к запальному окну).

Третий – почти что ровно под узлом автоматики, на уровне опускающихся вниз к поддону вертикальных трубок.

Вид на донную часть котла – фото 3

  • После тщательного осмотра всей донной части, никаких других крепежных или фиксирующих элементов не обнаружил. Значит, должны быть пазы, через которые эти выступы можно вывести из зацепления с отбортовкой кожуха. В итоге оказалось, что паз – всего один, и расположен он в области третьего зацепа (по ходу показа). Чтобы попасть на него, поддон необходимо немного провернуть по часовой стрелке. На иллюстрации направление проворота показано зеленой стрелкой. Кстати, хорошо виден и открывающийся непрокрашенный участок кожуха – видно, как смещается поддон.
  • С принципом крепления разобрался. Но для того, чтобы провернуть поддон и снять блок горелок, естественно, необходимо отсоединить от узла автоматики газовую трубу, трубку запальника и контактную трубку термопары.
  • Первым делом, еще раз проверил, перекрыта ли подача газа из домашней разводки.

Прописная истина, но лишний раз не помешает проверить – не оставлен ли открытым кран на подаче газа к котлу

  • Затем аккуратно свинтил гайки на штуцерах блока автоматики.

Разборка подсоединений труб в блоке автоматики котла

1 – трубка подачи газа на факел запальника. Ключ на 12.

2 – трубка с контактом термопары. Ключ на 12.

3 – труба подачи газа на основную горелку. Ключ на 27.

Паронитовая прокладка на основной газовой трубе снялась. Проверил – состояние отличное. На факельной трубке – прокладка осталась на штуцере тройника, но тоже – видно, что не изношенная, и вполне еще послужит.

  • После разборки этого узла поддон достаточно легко провернулся, и через паз ближний к трубкам держатель вышел из зацепления с кожухом. Теперь, поддерживая поддон снизу, слегка подаем его на себя – и из зацепления вышли и остальные два держателя. Весь узел опускаем на пол, а потом аккуратно достаем между ножками котла наружу.

Поддон с закреплённым на нем узлом горелок снят.

На фото показан снятый поддон, но еще раз оговорюсь – фото делались позднее, при вторичной разборке котла. В первый раз картина была намного «чище». Далее, по тексту будет понятно, почему на это обращается столько внимания.

  • Проверил состояние основной горелки – она была совершенно чистая, без следов какой-либо деформации. Претензий к ее работе и не возникало.
  • Затем перешел к «виновнику» всей этой затеи – к соплу запального факела. Открутил два винта, удерживающие этот узел (фитиль плюс термопара) в собранном положении. Винты, правда, поначалу сопротивлялись, но после обработки WD-40 все же пошли. Снял коробчатый кожух с запальной горелки, добрался до форсунки.

Сама латунная форсунка была сверху покрыта легким белым налетом (типа накипи), и это очень быстро, без усилий, снялось мелкой наждачкой. Само сопло, да, было подзаросшим, едва «прорисовывалось» даже визуально. Тоже ничего страшного – взял тонкую медную жилку от распущенного кабеля и прочистил отверстие. Для гарантии – еще и продул под давлением насосом со стороны подключения трубки к тройнику блока автоматики. Все задача выполнена!

  • Заодно, пока есть свободный доступ, очень аккуратно наждачкой-«нулёвкой» почистил и изгиб трубочки термопары: там был очень легкий слой окисла – накопилось за период летнего простоя.
  • Произвел аккуратно сборку всех узлов в обратной последовательности. Немного помучался с обратной установкой поддона – но потом приловчился.

Надо сначала поступательно, без перекоса, поднять весь этот блок, чтобы горелка зашла внутрь корпуса, а узел запальника и термопары не цеплялся за отбортовку кожуха. Затем, стоя со стороны труб, слегка подать весь этот узел на себя, дать небольшой наклон вниз, чтобы слегка приподнялся (буквально на пару градусов!) противоположный край поддона. Потом, подавая поддон вперед, следует одновременно надеть два дальних зацепа, чтобы они зашли на отбортовку кожуха. Ближний к себе зацеп направить в вырезанный паз, а когда он войдет в него – весь поддон провернуть против часовой стрелки. Величину этого проворота визуально подскажет положение труб – газовая труба окажется прямо под своим патрубком блока автоматики, как было при разборке.

  • Установил на место все трубки, предварительно проверив наличие и правильность прилегания прокладок. Обтянул ключом гайки на трубе подаче газа и на трубке запальника. Перед обратной установкой трубки термопары очень осторожно, буквально еле касаясь, почистил «нулевкой» контактные площадки. Эту гайку, в соответствии с прочитанными рекомендациями, затягивал не ключом, а от руки, только усилием пальцев.
  • Проверил герметичность соединений – принёс с кухни губку с моющим средством, открыл подачу газа, «промылил» места соединений газовых трубок — все нормально, никаких признаков утечки нет.
  • Попробовал запустить котел. Фитилек загорелся отлично – ровным пламенем, «омывающим» изгиб термопары. Буквально через 15-20 секунд – сработал газовый клапан. Подождал пару минут, потом открыл подачу газа на основную горелку – загорелось ровно, без хлопка. Поэкспериментировал – несколько раз закрывал и открывал подачу на основную горелку: все хорошо – фитиль горит ровно, не гаснет, горелка разжигается так же штатно.

Все, выставил примерно нужный уровень нагрева, закрыл щиток на окошке розжига, и ушел, полный гордости за успешно проделанную работу.

Тогда я еще не знал, что мои «приключения» только начинаются!

Неожиданная проблема

Несколько дней работа котла не вызывала никаких нареканий – он не затухал, система отопления работала хорошо. Однако прошло около недели, и мне показалось, что в котельной появился ранее несвойственный ей запах – это не запах газа в чистом виде, а скорее «аромат» сгоревшего газа. Кроме того, начало складываться впечатление, что, по ощущениям домашних, тепла стало недоставать.

Пару раз котел погас ночью – безо всяких видимых причин. Ну а дальше – больше. Спустя примерно неделю, я, зайдя в котельную, увидел жутковатую картину – пламя горелки пытается «выбраться» через закрытое щитком окошко розжига. Достаточно большой участок металлического кожуха над окном раскалился почти докрасна, краска на нем полностью, до «чистого» металла обгорела.

За тринадцать лет эксплуатации ничего подобного не было – последствия буквально нескольких дней «нештатной» работы

Естественно, котел был сразу же потушен. После того как он остыл, я попробовал, в качестве эксперимента, провести розжиг. Фитиль работает нормально, автоматика тоже срабатывает хорошо. Но когда разжигается основная горелка, то, во-первых, пламя имеет выраженные оранжевые концы языков пламени. А во-вторых – «корона» пламени направлена не полностью вверх, а стремится еще и  в просвет между теплообменником и внешним кожухом котла.

Понятно — это явный признак того, что внутри котла поток горячих газов встречает какое-то сопротивление, одним словом – каналы заросли сажей. Сажа везде, даже на обводе запального окошка – никогда ранее не было, чтобы я как-то пачкал руки при розжиге, а сейчас на пальцах появляются черные пятна, кстати, очень трудно смываемые даже теплой водой с мылом.

Но остается не выясненным вопрос – почему? Ведь за только лет с подобной проблемой сталкиваться не приходилось никогда.

Полез вновь по форумам – искать причину. И на одном из них наткнулся на дельный совет – такая картина свойственна неполному сгоранию газа, без подачи дополнительного воздуха. Стал плотнее разбираться с конструкцией своего котла, и выявил то, на что просто не обратил ранее внимания. Это – хомутообразная заслонка на входе газовой трубы в котел, снизу, прямо у поддона. Там на трубе имеются два диаметрально-противоположно расположенных отверстия, которые и прикрывает эта заслонка.

Вот она – заслонка (желтая стрелка), и прикрываемые ею отверстия для подачи воздуха (красная стрелка)

Побежал проверять: так и есть – заслонка практически полностью перекрывает оба отверстия. Слабое знание «матчасти» привело к тому, что я на этот нюанс совершенно не обратил внимания. А в процессе разборки блока горелок, по всей видимости, случайно переместил эту заслонку в положение, при котором доступ воздуха был перекрыт.

Попробовал открыть эти окошки и провести розжиг котла – да, пламя тут же изменило цвет и стало более ровным. Но «корона», естественно, все так же стремится в пространство между кожухом и теплообменником, то есть от очистки котла найденная причина меня никак не избавляет.

Проведение чистки котла

Понятно, что для проведения чистки мне необходимо вновь выполнить разборку – так же демонтировать блок горелок, и плюс к этому – снять верхнюю крышку котла.

  • Пришлось несколько помучаться со снятием зонта, переходящего в металлическую часть дымохода. Дело в том, что сам дымоход в котельной – кирпичный, коренного типа, установлен на фундаменте, и в него вмурованы две трубы – от котла и, выше, от газовой колонки.

Котел, колонка и врезка их дымоходов в общую коренную кирпичную трубу

Дымоход – вид с улицы. Рядом с ним – вентиляционная труба котельной

Трубу котла вмуровывал сам, сделал это в свое время качественно, и «сидит» она очень плотно. Пришлось приложить усилия, чтобы добиться небольшого люфта. Но в итоге получилось – удалось приподнять ее настолько, чтобы хватило просвета для снятия с трубы зонта. Картина открылась весьма колоритная.

После небольших мучений с приложением силы зонт, соединяющий котел с дымоходом, снят

Уж под самим зонтом видны залежи сажи. А если посмотреть на зонт снизу, то на полусферическом рассекателе–сборнике конденсата – мягкий рыхлый слой сажи толщиной под 10 миллиметров.

Вид на зонт снизу – все заросло сажей

Сажа пока что не спеклась – мягкая и рыхлая, легко удаляется. Но толщина слоя – впечатляет!

  • Чтобы снять верхнюю крышку котла, необходимо для начала отсоединить и демонтировать датчик тяги. Он удерживается на крышке пластинками, которые прикручены двумя саморезами (на иллюстрации выше – показаны синими стрелками). Но сколько я не крутил эти саморезы – они проворачивались на месте, не страгиваясь вверх ни на миллиметр. В конце концов, плюнул на это дело – решил снимать крышку вместе с датчиком. Для этого вначале ключом на 14 отвернул гайку соединения трубки с тройником блока автоматики.

Откручиваю соединение трубки датчика тяги от тройника блока автоматики

Сразу проверил паронитовую прокладку – «живая», осталась на месте, и поэтому решил ее не тревожить.

Трубка датчика тяги отсоединена

  • Дальше, казалось бы, все просто – крышка зафиксирована на кожухе котла тремя саморезами.

Один из саморезов, удерживающих крышку, расположенный на «фасадной» части котла

Саморез, который расположен на фасадной стороне котла, вышел достаточно легко.

А вот два других – оказали «яростное сопротивление». Они попросту не желали страгиваться с места. Не помогали ни мощные отвёртки, ни обработка WD-40, ни простукивание – стоят неподвижно.

Все предпринятые меры оказались безрезультатными – стронуть с места два оставшихся самореза (показаны стрелками) так и не удалось

В конце концов, начали «зализываться» прорези под отвёртку – но все с тем же нулевым результатом. Выход напрашивался один – срезать головки саморезов шлифмашинкой, благо, они сделаны не «под потай».

Пришлось прибегать к радикальным мерам – срезать головки саморезов «болгаркой»

Ничего страшного – срезал очень аккуратно. Забегая вперед, скажу, что впоследствии заменил эти крепления на кровельные саморезы с головкой-шестигранником – на случай будущих чисток котла. Держит даже лучше, и выкрутить – никакой проблемы не составит.

  • Крышка сидела плотно, и пришлось даже несколько простучать ее снизу – уперев деревянный брусочек в нижнюю кромку. После этого она ровненько снялась.

Небольшое приложение усилий – и крышка снята

На тыльной стороне крышки хорошо заметны следы, которые остались из-за неправильного прохождения продуктов сгорания. Они отыскали себе путь между теплообменником и кожухом котла, далее сходясь к центральному отверстию дымохода.

Вот этот просвет «избрали» для себя газы для свободного выхода (красная стрелка)

Естественно, говорить о какой-то эффективности работы котла в такой ситуации не приходится – он скорее грел помещение котельной, чем отдавал тепло в систему. Про безопасность подобного функционирования лучше вообще промолчать.

  • Водяной теплообменник котла сверху прикрыт своей крышкой. Она зафиксирована и плотно прижата к нему с помощью специальных креплений – металлических клиньев (на иллюстрации сверху они показаны желтыми стрелками). Снимаются эти фиксаторы – очень легко.

Снять фиксаторы можно с помощью плоскогубцев

Думал, что они пружинные – ничего подобного. Эти клинья сделаны из обычной мягкой стали, а их усики изогнуты по тому же принципу, что и обычные шплинты. Они легко сводятся к центру, а затем клин вынимается из прорези.

Снятый стопорный клин

  • Таким же образом убрал все стопора, а затем снял крышку. И ужаснулся…

Под крышкой все буквально забито сажей

Этот небольшой просвет между теплообменником и крышкой, в котором потоки газа от трех каналов должны объединяться в один центральный для выхода в дымоход, плотно забит сажей.

  • Теперь необходимо из каналов теплообменника достать вставки-турбулизаторы газового потока. Они без особого сопротивления поддались вверх, когда подцепил их плоскогубцами.

Кадр плохо сфокусированный, но все рано хорошо видно, какой жуткий слой нагара насел на лепестках турбулизаторов

Картина получилась даже хуже, чем я мог себе представить – слой сажного нагара на лопастях турбулизаторов впечатляет своей толщиной!

Все три турбулизатора извлечены и ждут операции чистки

Заодно сразу смотрю, в каком состоянии эти вертикальные цилиндрические каналы. Картина соответствующая…

Так выглядел канал теплообменника после извлечения турбулизатора

Естественно, что если даже «вывести за скобки» проблемы тяги, ни о какой эффективности работы котла при столь заросшем снаружи теплообменнике и речи не идет.

  • Далее, снял поддон котла с блоком горелок – как выполняется эта операция, я уже рассказывал выше.

Снятый блок горелок на поддоне котла

  • Все, можно переходить непосредственно к чистке всех узлов. Для этой операции в хозяйственном магазине была приобретена обычная пластиковая щётка для бутылок – она пойдет для вертикальных каналов. Подвязал ее изолентой к деревянной рейке, чтобы пройти каналы по всей их высоте.

Знаю, что «классикой» для домашнего творчества является синяя изолента, но у меня была только белая 🙂

А для чистки остальных деталей и поверхностей приобрел плоскую щетку с мягким латунным ворсом.

Практика показала, что выбор оказался удачным – такая щека отлично счищает и сметает сажу, но без риска повредить какие-то детали

  • Прочистку начинаю с верхней плоскости теплообменника – счищаю и сметаю вниз весь сажный нагар. Получилось так, как показано на иллюстрации выше.
  • Затеем перехожу к прочистке каналов. Сажа от стенок отходит достаточно легко – еще не успела «задубеть». Характерно, что она очень маслянистая.

Прочищаю каналы теплообменника – сажа отходит достаточно легко, без приложения особых усилий

Куча сажи под котлом растет на глазах.

  • После очистки самого котла, перехожу к снятым деталям и узлам. Чтобы не разводить лишнюю грязь в помещении котельной, переношу все это действо во двор.

Очищена верхняя крышка теплообменника

Вслед за ней – верхняя крышка самого котла

Удалены сажные наслоения с колпака

Так стали выглядеть после проведения очистки турбулизаторы

Последним шагом убираю нападавшую сверху сажу и с блока горелок

Сама горелка и в этот раз чистая, если не считать той сажи, что нападала сверху – она легко смахнулась щеткой. Заодно сразу слегка подчищаю «нулевкой» трубочку термопары – это не помешает.

Вот такая гора сажи образовалась на месте проведения чистки

  • После завершения операции чистки, перехожу к обратной сборке котла. Вначале установил на место блок горелок – об этом уже рассказывалось выше. Сразу скоммутировал все трубки, проверил прокладки и затянул гайки.

И вот здесь сразу заострил свое внимание на положение задвижки воздушного канала. При чистке я этот хомут снял с трубы (не знаю,  правда, зачем), но при обратной установке оказалось, что он изготовлен из мягкой стали, и никакими пружинящими качествами не обладает. После установки он стал болтаться и просто соскальзывать вниз. Пришлось сделать небольшое усовершенствование – просверлить в «ушах» отверстия, и после надевания заслонки чуть стянуть ее длинным винтом М5. Получилось нормально – теперь хомут надежно удерживается в заданном положении, но и переместить его – не составляет особого труда.

Хомут-заслонка, усовершенствованная установкой винта.

На иллюстрации показано, что отверстия для подачи воздуха открыты наполовину.

  • Следующий шаг – ставлю на место турбулизаторы.

Канал теплообменника чистый. Снизу хорошо виден край круглой газовой горелки.

Установка турбулизаторов – очень проста, и ошибиться здесь просто невозможно – они вставляются в каналы и удерживаются в них за счет расположенного сверху уширения центральной металлической пластины. Вставляю их так, чтобы эта пластина была сориентирована по радиусу цилиндрического теплообменника, то есть лопасти при этом расположатся примерно по касательной к окружности.

Вставляю первый турбулизатор в канал теплообменника

Все три турбулизатора установлены на свои места

  • Следующий шаг – ставлю на место крышку теплообменника. Проушины для фиксаторов вошли в прорези крышки.

Установлена крышка теплообменника …

Вставляю в прорези проушин металлические шплинты-клинья, и слегка подбиваю их с тыльной части – чтобы крышка максимально плотно прилегла к теплообменнику. После этого плоскогубцами развожу усики – всё, крышка надежно закреплена.

… и зафиксирована стопорами

  • Далее, устанавливаю на место верхнюю крышку котла. Сориентироваться с ее правильным положением помогают отверстия от единственного вышедшего нормально самореза. В моем случае датчик тяги не снимался – он уже стоит на месте, и остается только подсоединить его трубку к тройнику и затянуть гайку.

Установлена верхняя крышка котла, подсоединена трубка датчика тяги

  • Завершаю сборку установкой колпака. Подсовываю его под трубу, надеваю на ее раструб (заходит очень плотно), и затем аккуратно устанавливаю на место. Три выступа на колпаке должны попасть в соответствующие отверстия крышки котла, и при этом вырезанное полукруглое окошко разместится над проходящей трубкой термодатчика.

Подсоединением к трубе и установкой на место колпака сборка котла завершается

  • Естественно, после этого были проверены все соединения на герметичность.
  • Перехожу к долгожданному моменту – к запуску котла. Фитилек загорелся сразу, и уже через секунд 15 сработал магнитный клапан Пока все хорошо.

Открываю подачу газа – горелка зажигается легко, огонь горит ровной короной, с одинаковой высотой языков пламени, и смотрят они не в стороны, а направлены выраженно вверх, что и требовалось доказать!

Автоматика сработала отлично, котел работает!

  • Попробовал «поиграть» с воздушной заслонкой. В итоге пришлось ее приоткрыть еще немного – добился ровного голубого пламени, практически без примесей красных или оранжевых оттенков. Экспериментальное перекрытие и подача газа (моделирование выключений и пусков котла) прошло успешно – факел запальника устойчив, и горелка загорается сразу и практически бесшумно.

Всё работает! Пламя выраженно голубого цвета, и корона направлена строго вверх, в сторону теплообменника!

С тех пор прошло уже две недели – каких-либо нареканий на работу котла не было! Впереди зима, и, надеюсь, что никаких неприятных сюрпризов система отопления нам не преподнесёт.

А для себя решил следующее:

  • Внимательнее относиться к мелочам любой конструкции – все имеет свое предназначение, и непродуманные действия способны привести к нештатным ситуациям.
  • Процесс чистки освоен, он не столь сложен, так что буду проводить его регулярно – перед началом каждого отопительного сезона, хотя бы для профилактики.

Автор отдает себе отчет, что подобные работы, вообще-то, должны проводиться соответствующими специалистами. Поэтому эту статью необходимо расценивать не в качестве руководства к действию, а только как повествование о случившемся – о том, как одна совсем небольшая ошибка, невнимательность, привела к серьезным проблемам и потребовала их срочного устранения. Надеюсь, что полученная информация кому-то покажется полезной.

stroyday.ru

Автоматика для газового котла аогв - Лучшее отопление

Автоматика для газовых котлов отопления обеспечивает стабильную и безопасную работу оборудования. Эти системы существенно упрощают использование отопительного оборудования, повышают эффективность его работы и позволяют рационально использовать энергетические ресурсы.

Автоматика для газовых котлов АОГВ

Современные модели котлов отопления снабжаются устройствами автоматического типа на производстве. Автоматика должна обеспечивать бесперебойную подачу газа к горелке, но на этом функции этих устройств не ограничиваются. Автоматические устройства перекрывают клапан подачи газа в потенциально опасных ситуациях:

  • Температура воды в резервуаре котла превышает установленный максимум.
  • Гаснет запальник.
  • Прекращается подача воды.
  • Происходит сбой в газовой системе.
  • Давление опускается ниже установленной нормы.
  • При недостаточной дымоходной тяге.

Из чего состоит автоматика для газовых котлов отопления АОГВ?

Стандартная автоматическая система должна иметь несколько основных элементов.

Элементы розжига. В современных системах горящая лучина отсутствует. Запальная горелка зажигается при помощи пьезоэлемента, который продуцирует электрическую энергию в результате механического давления на кристалл. Существуют системы, в которых одной рукой нужно открывать клапан подачи газа, а второй нажимать на кнопку пьезозажигания. У самых современных котлов за работу обоих процессов отвечает одна кнопка. Дальше управление газовым клапаном осуществляется одним из двух способов:

  • За счет напряжения, которое возникает при нагреве термопары.
  • За счет нагрева дополнительного термического генератора (чаще применяется в импортных котлах).

Автоматика газовых котлов АОГВ чаще всего работает за счет энергии термопары.

В обоих случаях выработанная энергия создает напряжение, которое воздействует на катушку газового клапана. Он остается открытым, обеспечивая подачу газа, до тех пор, пока горит газовая горелка.

Система терморегуляции. Эти элементы контролируют температуру воды. Состоят они из термодатчика и системы клапанов, которые перекрывают поступление газа при достижении установленной температуры. В самых современных моделях котлов в схему управления добавлен комнатный термостат, который в зависимости от температуры в помещении подает сигнал и необходимости закрыть или открыть клапан подачи газа.

В механической системе терморегуляции на панели управления находится термометр, а регулятор температуры располагается на участке выхода теплоносителя из котла.

Элементы контроля за эффективным и безопасным удалением продуктов сгорания. Это датчик тяги, который монтируется в дымоход. Провода связывают датчик тяги с газовым клапаном. При отсутствии оптимальной тяги сигнал подается на клапан, он закрывается и останавливает подачу газа.

  • Автоматика для газовых котлов отопления не позволяет включить подачу газа, если сбиваются показатели эффективности работы оборудования, возникает малейшая поломка или разгерметизация труб.

Дополнительные элементы и возможности автоматики

В некоторых моделях автоматика для газовых котлов АОГВ оснащена терморегулятором, который обеспечивает регулирование расхода газа. Основанием для уменьшения интенсивности работы может послужить повышение температуры на улице или сигнал термостата в одной из комнат о превышении максимально допустимого температурного режима.

  • Модели, которые монтируются в систему «Умный дом», предполагают возможность дистанционного управления режимами отопления.

Современная, правильно установленная и отрегулированная автоматическая система на отопительном оборудовании помогает сократить расходы на обогрев на 40%.

АВТОМАТИКА ДЛЯ ГАЗОВЫХ КОТЛОВ ОТОПЛЕНИЯ АОГВ, Автоматика газовых котлов АОГВ - простота и надежность Автоматика для газовых котлов отопления устанавливается на производстве. В зависимости от вида и модели котла существуют различия в автоматической системе управления.

Источник: otoplenie-vdome.ru

В России и на всем постсоветском пространстве, наряду со старыми «советскими» котлами отопления АГВ, имеют большое распространение и разные отзывы газовые котлы АОГВ-11.6-3 Ростов или Жуковский. Данные аппараты работают на газе, а он, как известно, самый дешевый вид топлива на сегодняшний день. Кроме того, котлы АОГВ достаточно неприхотливы и не требуют каких-то специальных условий для их работы.

В этой статье попытаемся разобраться в котлах АОГВ, что это такое, рассмотреть технические характеристики энергонезависимых газовых котлов отопления АОГВ-11.6, недостатки, цены и составить для себя инструкцию по применению.

Многим из тех, кто озадачился покупкой газового котла АОГВ, сначала может показаться непонятным такое название котла. На самом деле всё просто.

АОГВ — это аббревиатура, ее расшифровка — Аппарат Отопительный Газовый Водонагревательный. Цифра, которая стоит после этой аббревиатуры, указывает на мощность газового котла. Например, расшифровка аббревиатуры АОГВ-11.6 говорит о том, что данный газовый отопительный аппарат имеет мощность 11,6 кВт, АОГВ-17,4 соответственно 17,4 кВт и т.д.

Рассмотрим котлы АОГВ на примере популярных котлов, выпускаемых на заводе города Жуковский, производства ЖМЗ.

Котлы АОГВ-11.6-3 серии Комфорт, Универсал и Эконом

Котлы АОГВ-11.6 и их технические характеристики

Энергонезависимые газовые котлы АОГВ-11.6-3 предназначены для отопления частного дома, гаража или других помещений. Выпускаются только в напольном варианте. Бытовые версии газовых котлов имеют линейку от 11 до 29 кВт мощности. Основным видом топлива котла АОГВ служит природный газ.

Нагрев воды происходит при помощи газовой горелки, расположенной под баком-теплообменником снизу котла. При замене форсунок газовой горелки возможно использование котла и на сжиженном газе. Корпус и теплообменник котла выполнены из стали. Теплообменник для нагрева воды имеет трубчатое строение, что способствует его достаточно высокому КПД.

Входной и выходной штуцер, для подключения теплоносителя расположены на задней части корпуса котла. Диаметр этих штуцеров составляет 40 мм или 1 1/2 дюйма. Внизу располагается «обратка», вверху — «прямая». Дымовой канал подсоединяется к верхней части корпуса котла АОГВ, диаметр дымохода должен составлять не менее 120 мм.

Котлы выпускаются как одноконтурные, так и двухконтурные: под названием АКГВ-11,6-3. Последние предназначены как для отопления, так и для горячего водоснабжения.

Устройство котла АКГВ-11.6

Строение двухконтурного газового котла почти идентичное одноконтурному, только в теплообменник дополнительно встроен стальной змеевик для проточной хозяйственной воды. Если вы хотите купить двухконтурный газовый котел с хорошей производительностью горячей воды, тогда предстоит выбрать аппарат тепловой мощностью не менее 23 кВт.

Двухконтурные газовые котлы АКГВ мощностью 11 кВт дадут вам 4-5 литров теплой воды в минуту. Этого, конечно, хватит, например, для того, чтобы помыть руки или посуду, но не более.

Чем отличаются напольные газовые котлы АОГВ

Итак, в быту наиболее распространены котлы отопления АОГВ-11.6-3 серии Эконом и Универсал. Основное отличие этих серий заключается в типах автоматики, установленной на котлах.

Газовые котлы АОГВ-11.6-3 Эконом имеют отечественную автоматику. Управление работой этого котла осуществляется при помощи ручки терморегулятора и электромагнитного клапана, к которому подключены датчик тяги и термопара.

Котел АОГВ-11.6-3 Эконом

Термопара для газового котла АОГВ

Термопара — это важный элемент автоматики газового котла АОГВ. Она выполнена из меди, по форме напоминает толстый пруток. Служит для контроля наличия пламени на запальнике.

Автоматика котла АОГВ-11.6-3 серии Эконом

Если уровень тяги понижается, срабатывает датчик тяги и электромагнитный клапан перекрывает подачу газа.

Котлы АОГВ-11,6 серии Универсал оснащены итальянской автоматикой Sit. Данное устройство имеет автоматический терморегулятор, и пьезорозжиг. Котел запускается одним нажатием кнопки. При этом полностью отсутствует привязанность к электроэнергии.

Котел АОГВ-11.6-3 Универсал с автоматикой Sit

Котлы АОГВ и АКГВ серии «Комфорт» снабжены американской автоматикой Honeywell, которая также имеет встроенный пьезоэлемент, но несколько другую конструкцию.

Преимущества котлов АОГВ-11,6-3

— возможность работы в системах с естественной и принудительной циркуляцией

— совместим с любым материалом, из которых выполнена система отопления (сталь, чугун, полипропилен, металлопластик)

— возможность работы на природном и сжиженном газе

— устаревшая автоматика на котлах серии Эконом

— трудно найти запчасти, если требуется их замена при неисправности

— довольно высокая цена по сравнению с конкурентами

Котлы АОГВ-11.6: цена на продукцию

На сегодняшний день покупка одноконтурного газового котла серии Эконом обойдется в 11-12 тысяч рублей, серии Универсал 13-14 тысяч. Цена указана по состоянию на сентябрь 2014г.

Разбираем газовые котлы АОГВ-11 Разбор котлов АОГВ-11,6-3. Основные технические характеристики, преимущества и недостатки котлов АОГВ-11,6. Автоматика: термопара или пьезорозжиг. Цены на котлы.

Источник: teplomex.ru

Блок автоматики котла — это один из самых важных узлов, входящих в конструкцию газовых котлов АОГВ/АКГВ.

Основное предназначение блока автоматики — это пропускать через себя газ, распределять его на постоянно работающую запальную горелку через запальник для поддержания постоянно горящего факела, и на основную горелку — с определённой периодичностью.

Также основным предназначением блока автоматики является функция сработки на отключение для блокировки подачи газа при срабатывании систем защиты и при задувании горелки.

Первоначально блок автоматики состоял из литого корпуса и магнитной коробки. В дальнейшем блок автоматики конструктивно усовершенствовался, стал разборным, и теперь состоит из двух основных узлов: магнитного клапана и блока терморегулятора. Такая конструкция позволяет проводить частичную замену неисправного узла, не меняя весь блок полностью. Такие блоки автоматики применяются на современных котлах АОГВ/АКГВ серии «Эконом» мощностью 17.4 кВт, 23.2 кВт и 29 кВт. На котлах мощностью 11.6 кВт блок автоматик конструктивно не менялся.

В нашем интернет — магазине Вы сможете купить блок автоматики для котлов ЖМЗ по прейскуранту завода-изготовителя!

Мы реализуем блоки автоматики для любых моделей котлов АОГВ Жуковского Машиностроительного Завода по самым доступным ценам, так как являемся его официальными дилерами.

Блок автоматики, Жуковские котлы - официальный склад продукции ОАО «ЖМЗ» Купить блок автоматики котла ЖМЗ можно в нашем интернет-магазине по цене от 5000 рублей. Мы реализуем блоки автоматики для любых моделей котлов аогв по цене завода-изготовителя. Звоните +7 (800) 707-21-77. Работаем без выходных.

Источник: torgkotel.ru

Блоки автоматики для газовых котлов АОГВ Эконом. Особо важные сведения. Дата внесения информации 28.06.2015.

Старый образец. Особые приметы.

2. Газ в этот блок подаётся как бы «сзади блока». Т.е. у Вас нет газового шланга, подходящего прямо к блоку. А штуцер для подводки газа расположен сзади на корпусе котла. Газовый шланг подсоединен к этому штуцеру, который расположен сзади.

Мы называем этот блок, блоком старым. Почему он был заменен? Наше мнение Скорее всего, дело было так. Представьте, что труба, по которой идет газ через рубашку котла, т.е. через воду или через антифриз вдруг не смогла обеспечить надежность? Что тогда будет? Поэтому, замена этого блока старого образца на новый связана напрямую с ухудшением качества материалов, уменьшением их долговечности. И это не вина завода, а сама мировая обстановка такая, — стремление за удешевлением и привела к этой замене. Поэтому сам смысл идеальной технологии подводки газа к блоку через нагретый котел (а она действительно практически идеальна) был сменен и сделали так же просто, как и за границей.

2. Мы всегда можем перебрать любой блок, как бы это ни было страшно. На самом деле это при-ми-тив. И, кстати, все гениальное — просто.

3. По сравнению с газовыми клапанами импортного производства, которые не ремонтируются, так как блок Эконом, этот блок считаем в современных условиях надежнейшей вещью (как это не смешно для века под № 21), которую, по крайней мере, можно ВСЕГДА, даже сидя в Тундре, починить, и никаких проблем, если быть готовым и иметь желание, даже если тебе всего 15 лет, почувствовать себя хозяином, а не потребителем.

Замена газового клапана для котлов АОГВ Эконом Замена газового клапана для котлов АОГВ Эконом

Источник: www.tskl.ru

Самые новые модели газовых котлов характеризуются высокой мощностью и скоростью нагрева. Однако цены на них, мягко говоря, кусаются. Можно попробовать воспользоваться более экономным вариантом и поставить на старый котел новую автоматику либо исправить старую. Принцип работы и устройство автоматики газовых котлов отопления старого образца объясним в данной статье.

Для чего нужна газовая автоматика

Котлы старого образца были произведены в соответствии с параметрами газа и особенностями системы отопления, которые были в ходу несколько десятков лет назад. Это, например, модели КЧМ, АОГВ. При этом их прочность дает возможность их эксплуатации еще долгие годы. А вот с автоматикой беда, довольно часто она выходит из строя. В такой ситуации есть три варианта:

  • продиагностировать уже имеющуюся автоматику и заменить необходимые детали;
  • оснастить надежный и качественный агрегат современной автоматической системой;
  • приобрести новый котел.

Разница, разумеется, в цене вопроса, усилиях и времени владельца.

Рассмотрим наиболее дешевый вариант – устранение неполадок газовой автоматики на старый котел. Однако для начала разберемся, для чего вообще предусмотрена автоматическая система в теплоносителе.

Газовая автоматика позволяет регулировать и поддерживать необходимый уровень температуры теплоносителя, а также служит для автоматического прекращения подачи газа в нештатной ситуации. Установка автоматики на старый газовый котел позволит быть уверенным, что если пламя горелки погаснет, то через короткое время система сработает на то, чтобы прекратить подачу газа без вашего участия.

Автоматика, кроме регулирования и поддержания температуры на заданном уровне, обеспечивает безопасность использования отопительного прибора и позволяет экономить на расходе тепла.

Если вы захотите сменить автоматику, то учитывайте, что отечественные изготовители выпускают модели, которые подходят практически на любой старый теплоноситель. Импортную автоматику можно установить не на все. К тому же при установке зарубежной автоматики на газовые котлы старого образца могут работать не все ее функции – не позволят конструктивные особенности котла.

Выбор автоматики для газовых котлов разнообразен. Наиболее популярной является система от итальянских производителей, например, SIT. Второе место по популярности удерживает американская автоматика (Honeywell). Велик выбор российских (САБК, «Орион») и украинских производителей («Факел», «Искра», «Пламя», АПОК-1).

Принцип работы автоматики на газовых котлах старого образца

Нередкими проблемами при отоплении помещения газовыми котлами являются затухание пламени в горелке и загазованность помещения. Происходит это по нескольким причинам:

  • недостаточная тяга в дымоходе;
  • слишком высокое либо слишком низкое давление в трубопроводе, по которому подается газ;
  • угасание пламени на запальнике;
  • негерметичность импульсной системы.

При возникновении данных ситуаций автоматика срабатывает на прекращение подачи газа и не допускает загазованности комнаты. Поэтому установка качественной автоматики на старый газовый котел – это элементарные правила безопасности при использовании его для обогрева помещения и подогрева воды.

Вся автоматика любой марки и любого производителя имеет один принцип работы и основные элементы. Отличаться будут лишь их конструкции. Старые автоматики «Пламя», «Арбат», САБК, АГУК и другие работают по следующему принципу. В том случае, когда теплоноситель остывает ниже установленной пользователем температуры, срабатывает датчик подачи газа. Горелка начинает подогрев воды. После достижения на датчике заданной пользователем температуры происходит автоматическое отключение датчика газа.

При использовании современной автоматики удается экономить тепло до 30 %.

Основные элементы автоматики

Основными элементами автоматики для газового котла являются:

Попробуем доступно объяснить, как работает автоматика для газового котла, разобрав его на основные элементы и рассказав об их функциях.

Газ проходит через газоочистной фильтр. Далее поступает на электромагнитный клапан, регулирующий подачу топлива на горелку. Рядом с клапаном расположены датчики температуры и тяги, контролирующие показатели и сигнализирующие о выходе их за допустимые нормы. Также в комплект автоматики для газовых котлов входит терморегулятор с сильфоном и штоком, предназначенный для настройки желаемой температуры. Для регулирования показателей используется специальная кнопка. При нагревании воды до заданной пользователем температуры срабатывает терморегулятор, подача газа к горелке прекращается, при этом запальник работу продолжает. При остывании воды на 10-15 градусов подача газа возобновляется. Горелка загорается от запальника. Запускается автоматика в работу ручным способом.

Датчики пламени и тяги

Датчики пламени и тяги работают по такому принципу. Датчик тяги реагирует на ухудшение дымовой тяги и передает импульс в систему контроля. Он расположен в дымовом колпаке. Оснащен пластиной из сплава двух металлов: железа и никеля. При ухудшении тяги дымовые газы накапливаются и разогревают пластину. Она деформируется, контакты при этом размыкаются, останавливается приток топлива в камеру сгорания. Когда температура уменьшается, пластина возвращается в свое обычное состояние.

По такому же принципу работает и датчик температуры. При нагреве воды в котле выше установленной температуры срабатывает рычажной механизм, и клапан регулятора температуры закрывается. Поступление газа прекращается, горелки гаснут.

При остывании воды сильфон датчика сжимается, срабатывает рычажной механизм, клапан регулятора температуры открывается, газ начинает поступать, и загораются горелки.

Наиболее частые неисправности автоматики и методы их устранения

Перед тем как настроить автоматику на котле, необходимо провести ее диагностику. Как правило, случаются серьезные неисправности, которые потребуют вмешательства специалиста. Регулировку также можно доверить газовых дел мастеру. Либо можно произвести ее собственноручно, ознакомившись с инструкцией по эксплуатации.

Перед каждой сезонной эксплуатацией необходимо проверять работу датчиков безопасности.

Чаще всего засоряется фильтр, возникают проблемы с клапанами, из-за скачков напряжения перегорают датчики, обнаруживается утечка газа. Правильную очистку фильтра должен делать мастер. Замену электронных элементов можно попробовать произвести самостоятельно, внимательно изучив инструкцию по эксплуатации вашего котла.

Для того чтобы заменить датчик температуры, необходимо отключить газовый котел и остудить воду до температуры 40 градусов. Перекрыть поступление теплоносителя, снять ручку управления посредством откручивания винта. Далее демонтировать винт настройки РТВ. Вынуть сильфон датчика с опорной шайбой. Отвернуть накидную гайку термобаллона датчика. Установить термобаллон исправного датчика в рубашку котла и герметично закрутить. Установить сильфон датчика в гнездо трубы, установить опорную шайбу на сильфон, установить винт настройки РТВ и произвести настройку температуры.

Если же возникают проблемы с розжигом запальника, то одной из возможных ее причин является неисправность датчика тяги. В таком случае его необходимо демонтировать, продиагностировать, поверить контакты, прочистить, при необходимости заменить на новый.

Также частыми причинами, почему не зажигается запальник, могут быть:

  • неисправность газового крана;
  • засорение отверстия в форсунке запальника (прочистить его возможно проволокой);
  • сильная тяга воздуха;
  • низкое давление газа на входе.

При отключении подачи газа необходимо проверить дымоход (он может быть засорен), электромагнит, давление газа на входе в газовый котел.

Для диагностики и ремонта автоматики газового котла необходимо приглашать специалиста. Неумелые действия могут усугубить проблему и повлечь нежелательные последствия.

Для автоматики систем АГУК, АГУ-Т-М, АГУ-П наиболее частой проблемой является перегорание биметаллической пластины, которая используется в качестве чувствительного элемента.

В «Арбате» и «Орионе» заменить можно лишь термопару и датчик тяги, а также электромагнитный клапан (редко). Блок автоматики ремонту практически не подлежит. В «Арбате» часто ломается кнопка отключения системы.

Характерными проблемами для автоматики САБК являются повреждение мембран главного клапана, высыхание сальниковой набивки терморегулятора, в результате чего происходит утечка газа. Контролю подлежат импульсные трубки, биметаллические пластины, шариковые клапаны.

В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что автоматика предназначена для поддержания работы отопительного оборудования в безопасном режиме. Поэтому она просто необходима владельцам газовых котлов.

Для чего нужна и как работает автоматика на газовых котлах старого образца В статье рассказывается о принципе работы и основных элементах автоматики старых газовых котлов. Рассматриваются наиболее частые ее неисправности.

Источник: oteple.com

Читайте также  Установка газовых конвекторов Поделитесь статьей в соц. сетях:

lucheeotoplenie.ru

Запальники и газовые горелки для котлов

Запальник и горелка - это одни из самых важных узлов, входящих в конструкцию газовых котлов. Основное их предназначение - запуск котла в работу и его нагрев.

Запальники для газовых котлов

Запальник газового котла - это полая медная трубка, на одном конце которого располагается сопло, а на другом - фиксатор (штуцер) для присоединения к блоку автоматики.

Предназначен запальник для пропуска газа через себя и постоянного поддержания горящего факела для нагрева термопары и запуска основной горелки.

Замена запальника происходит в двух случаях:

  • когда он забивается различным сором, присутствующим в природном или сжиженном газе
  • при его механическом повреждении

Горелки для котлов АОГВ, АКГВ и КОВ-СГ

За всю историю выпуска Жуковских котлов АОГВ/АКГВ применялось четыре типа горелок. Их  можно классифицировать по конструкции и материалам из которых они созданы.

Самые первые котлы комплектовались чугунной круглой горелкой, напоминающей руль автомобиля. Затем был небольшой период, когда применялась стальная горелка производства города Санкт-Петербург. На современных котлах применяются два типа горелок - 7- и 13-сопловые из нержавеющей стали итальянского производства фирмы Polidoro. Эти горелки входят в конструкцию всех газовых колов АОГВ/АКГВ выпускающихся на сегодняшний день на ОАО «ЖМЗ».

Самые мощные котлы 43, 50, 68 кВт серии КОВ-СГ комплектуются щелевой горелкой из нержавеющей стали, выпуск которых налажен на ОАО «ЖМЗ». Основное конструктивное преимущество горелок Polidoro - их возможность перевода на сжиженный газ путём замены сопел на самой горелке.

Основная задача горелки газового котла - нагревать бак теплообменника, а если быть точнее, - его нижней части - огневой коробки.

Замена горелки производится, как правило, по истечении её ресурса годности. Это можно определить по следующим признакам:

  • неравномерная интенсивность горения факела (пламя пульсирует)
  • горение факела не на всей плоскости горелки или за её пределами (через трещины) 
  • образование копоти 

Чтобы правильно купить горелку для котла или запальник, нужно знать, какой  мощности и серии котёл, его  месяц и год выпуска.

torgkotel.ru

Термопары газовых котлов: конструкция, диагностика и замена в домашних условиях

Электрогенерирующие датчики – термопары – применяются сугубо в газовых котлах и водогрейных колонках, оснащенных энергонезависимой автоматикой безопасности. Задача элемента – отслеживать наличие пламени горелки, подавая непрерывный сигнал электромагнитному клапану управляющего блока 630 SIT (или подобного). Сегодня наша цель – рассказать, что такое термопара, как она работает и меняется в случае неисправности.

Устройство датчика пламени

Термопара – это элемент безопасности газового котла, вырабатывающий напряжение при нагреве и поддерживающий клапан подачи топлива в открытом состоянии, пока горит запальник. Изображенный на фото датчик действует автономно, без подключения внешнего источника питания. Сфера применения – газоиспользующие энергонезависимые установки – печи, кухонные домашние плиты и водонагреватели.

Поясним принцип работы термопары, основанный на эффекте Зеебека. Если спаять или сварить концы 2 проводников из разнородных металлов, то при нагреве этой точки в цепи вырабатывается электродвижущая сила (ЭДС). Разница потенциалов зависит от температуры спая и материала проводников, обычно лежит в пределах 20…50 милливольт (на бытовой технике).

Датчик состоит из следующих деталей (устройство показано ниже на схеме):

  • термоэлектрод с «горячим» спаем из двух разнородных сплавов, прикрученный гайкой к монтажной пластине рядом с пилотной горелкой котла;
  • удлинитель – проводник, заключенный внутрь медной трубки, одновременно играющей роль минусового контакта;
  • плюсовая клемма с диэлектрической шайбой, вставляемая в гнездо автоматического газового клапана и фиксируемая гайкой;
  • существуют разновидности термопар, подсоединяемые к автоматике с помощью обычных винтовых клемм.
В данной модели нагреваемый электрод крепится к пластине котла без гайки — вставляется в специальный паз

Примечание. Медная трубка нужна для защиты плюсового проводника от внешних наводок, создаваемых домовой сетью 220 В и другими электроприборами. Вспомните: минимальная величина напряжения термопары составляет всего 20 мВ.

Для изготовления электродов, вырабатывающих ЭДС, используются специальные металлические сплавы. Самые распространенные термические пары:

  • хромель – алюмель (тип K по европейской классификации, обозначение – ТХА);
  • хромель – копель (тип L, аббревиатура – ТХК);
  • хромель – константан (тип E, обозначается ТХКн).
Принцип действия термической пары из двух различных сплавов

Справка. Алюмель – это сплав никеля с алюминием, марганцем и кремнием. Состав хромеля – 90% никеля, 10% хрома. Копель тоже включает никель, соединенный с медью и кремнием.

Применение сплавов в конструкции термопар обусловлено более выраженным эффектом. Если сделать термическую пару из чистых металлов, напряжение на выходе будет слишком малым. В большинстве теплогенераторов, эксплуатируемых в частных домах, установлены датчики ТХА (хромель – алюмель). Больше об устройстве термопар смотрите на видео:

Принцип действия в составе котла

Схема подключения термоэлектрического датчика в различных газоиспользующих приборах примерно одинакова. Измерительный электрод находится в зоне действия фитиля либо основной горелки, проводник присоединен к электромагниту, открывающему подачу газа.

Справочная информация. В турбированных и атмосферных теплогенераторах, подключаемых к домовой электросети, вместо термопары может применяться фотоэлектрический датчик. Он регистрирует наличие огня без непосредственного нагрева.

Как работает термопара на напольных котлах типа АОГВ и аналогичных аппаратах:

  1. Пользователь одной рукой нажимает кнопку и принудительно открывает электромагнитный клапан подачи газа.
  2. Второй рукой домовладелец включает пьезорозжиг, удерживая первую клавишу. Вспыхивает запальник.
  3. Согласно инструкции по эксплуатации, кнопку необходимо держать 5—30 секунд (зависит от модели агрегата), в течение которых фитиль прогревает измерительный электрод.
  4. В цепи электромагнита возникает постоянный ток, идущий от термоэлектродов. Пользователь отпускает клавишу, но подача топлива не прекращается – теперь клапан удерживает напряжение термопары.

Если в силу разных причин огонь потухнет, нагрев термоэлемента закончится, ЭДС исчезнет. Электромагнит отключится, пружина захлопнет клапан и перекроет путь топливу.

Справка. Газовые водогрейные установки, не зависящие от электроэнергии, комплектуются автоматикой различных производителей – EuroSIT, Жуковского завода, «Арбат», «Орион» и так далее. Термопара везде работает по одинаковому принципу – пока электрод греется пламенем, подача газа будет открыта.

Электрод термопары располагается рядом с запальником на всех водогрейных аппаратах

Отличия от измерителя температуры

Помимо термопары, к автоматическому топливному клапану котла подключается термобаллон, отвечающий за отключение основной горелки при достижении заданной температуры теплоносителя. Внешне колбы элементов и медные соединительные трубки немного похожи. Несведущий домовладелец может запросто перепутать эти датчики.

Перечислим основные отличия температурного измерителя от термопары:

  • конструкция датчика – цилиндрический сильфон сделан в виде колбы из меди, запаянной с одного конца;
  • термобаллон подключается к газовой автоматике более тонкой капиллярной трубкой, нежели электрогенерирующий датчик;
  • сама термочувствительная колба устанавливается внутрь погружной гильзы либо прячется под обшивкой возле водяной рубашки, а не крепится около запальника;
  • измеритель температуры не отсоединяется от клапана либо отличается от разъема термопары диаметром гайки.

Примечание. Термобаллон действует по другому принципу: при нагреве внутри колбы расширяется специальная жидкость. Давление по капилляру передается клапану автоматики, отключающему основную горелку. Пламя запальника не затухает.

Как проверить и заменить термопару

Главный признак неисправности датчика пламени — фитиль тухнет одновременно с отпусканием кнопки. Иногда неполадка проявляется иначе – огонек на запальнике остается, но после розжига основной горелки подача горючего снова перекрывается и котел гаснет полностью. Причины таких проблем:

  • термический электрод покрылся сажей и плохо прогревается, отчего напряжение в цепи падает ниже минимума;
  • прогар корпуса измерителя;
  • нарушение контакта в точке «горячего» спая;
  • открутилась гайка крепления, рабочий стержень перекосился и плохо прогревается запальником;
  • пришел в негодность датчик тяги либо случился обрыв его электрической цепи.
Нагреваемый запальником электрод нужно периодически чистить от нагара. Проблема в том, что загрязнение детали плохо видно снаружи, приходится снимать планку либо всю панель с горелкой

Уточнение. Неисправность датчика тяги вызывает аналогичные симптомы, поскольку этот «концевик» включен последовательно с термопарой (в разрыв цепи). Чтобы исключить влияние датчика, временно замкните его провода.

Для диагностики понадобится мультиметр либо другой прибор, способный измерять низкое напряжение (до 100 мВ). Как выполняется проверка:

  1. Закройте подачу газа к теплогенератору либо водонагревателю краном, расположенным на подводящей трубе. Снимите кожух или переднюю панель агрегата.
  2. Пользуясь рожковыми ключами, открутите гайки крепления термоэлектрода и соединительной трубки. Снимите датчик пламени.
  3. Внимательно осмотрите рабочий электрод, очистите его от сажи кистью и ветошью. Если при визуальной проверке обнаружены прогары, термопара безоговорочно подлежит замене.
  4. Переместившись на кухню, зажгите горелку газовой плиты. Подсоедините зажимы мультиметра к центральному контакту и медной трубке. Выставьте низший предел измерения – 0.1 либо 1 В.
  5. Нагревайте термоэлемент конфоркой газовой плиты, наблюдая за показаниями вольтметра.

Главное условие: исправная термопара для котла должна выдавать напряжение не менее 0.02 вольта. Если прибор показывает нули, напряжение скачет или не превышает 20 мВ, элемент нужно поменять. Современные датчики не подлежат ремонту путем перепайки.

Совет. Покупая новую термопару, всегда ориентируйтесь по марке и конкретной модели котла, дабы не запутаться в маркировках и обозначениях.

Если вам не хочется раньше времени снимать элемент, диагностику можно произвести прямо на котле. Открутив гайку, отсоедините трубку термопары от автоматики и подключите мультиметр, как описывалось выше. Удерживая клавишу, разожгите запальник и снимайте показания прибора. Недостаток метода: невозможность визуального осмотра и чистки электрода от сажи.

Устанавливая новую деталь, настройте положение нагреваемого стержня. В идеале электрод стоит горизонтально, не отклоняется вверх или вниз и хорошо омывается пламенем фитиля.

Заключение

Зная устройство термопары и способы проверки, несложно выявить проблему, как и заменить датчик в домашних условиях. Здесь важно отсечь другие неисправности – поломку датчика тяги либо катушки электромагнита. Последняя неполадка характерна для отечественных моделей автоматики – «Арбат», ЖМЗ и так далее. Как сделать ремонт подручными средствами, смотрите в последнем видео:

otivent.com


Смотрите также